Правила надлежащей аптечной практики. Стоит ли ждать перемен?

Пациент не в фокусе

Долгожданный документ, к сожалению, не порадовал какой-либо новизной и не направлен на повышение качества фармацевтической услуги, констатирует председатель правления Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада Татьяна Зайченко. Если правила останутся в сегодняшнем виде – то и светлое завтра будет так похоже на сегодня, что и специалист не сможет найти отличия.

   
   

В 1998 году эксперты Всемирной организации здравоохранения подготовили доклад «Пациент в фокусе» и описали в нём ключевые проблемы стран бывшего Советского Союза, решить которые призвана надлежащая аптечная практика (GPP). Многие из них, такие как недостаточное производство отечественных препаратов или несоответствие цен на лекарства доходам населения, строго говоря, не относятся к деятельности аптеки. Однако вопрос о неконтролируемой рекламе и продвижении сегодня по-прежнему актуален. Как и замечание экспертов: профессионализм не на должном уровне, либо во главу угла поставлена прибыль, либо мотивации специалистов недостаточно, чтобы они могли оказывать фармацевтические услуги надлежащего качества. Специалисты констатировали: профессионализм слишком долгое время приносили в жертву коммерческим интересам…

Что изменится, если убрать из доклада Всемирной организации здравоохранения указание на время – 1998 год? Для аптечного сектора отечественного фармацевтического рынка ровным счётом ничего. Правила надлежащей практики составлены и уже зарегистрированы в Минюсте, но… В документе нет установок, которые могли бы влиять на конкуренцию, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы на фармацевтическом рынке, замечает Татьяна Зайченко. А ведь все виды оружия для битвы за покупателя в аптечной рознице полностью взяты из неспециализированного ритейла. Проще говоря, из торговли.

Знак равенства

Можно возразить: в конкуренции всегда побеждает сильнейший. Вмешиваться в неё – значит заранее уронить качество товаров и услуг. Но ещё пять с небольшим лет назад, в октябре 2011 года, эксперты замечали: только надлежащие практики способны вернуть аптеке статус медицинского учреждения, вернуть ей право на жизнь и право на белый халат.

Сегодняшние правила оставляют аптечную конкуренцию как есть. Чем это опасно? Во‑первых, ряд методов конкурентной борьбы вступает в противоречие с социальной функцией аптеки. Реклама низких цен, агрессивная и не соответствующая действительности, приводит не только к проверкам контролирующих органов. Она приучает пациента не доверять не только популярным дискаунтерам, но и аптекам вообще.

В глазах покупателя недобросовестная конкуренция уравнивает фармацию с неспециализированным ритейлом. А ведь именно с этим знаком равенства и борется профессиональное аптечное сообщество! И правила надлежащей практики должны были установить для фармации особые правила игры – такие, по которым перепутать аптеку с магазином невозможно. Требования к хранению препаратов и ведению отчётности в данном случае не в счёт – они были и до введения надлежащих практик.

Маленькими шагами

Конечно, огромным достижением можно считать уже то, что в документ не вошли положения, способные вообще остановить деятельность аптек. Так, благодаря активной позиции Российской ассоциации аптечных сетей в стандарт не попала норма в 150 квадратных метров для хранения лекарственных препаратов всеми аптечными организациями. Цифры не только нецелесообразные, но и нереализуемые.

   
   

Аптечное сообщество готово бороться за те Правила надлежащей практики, которые не только помогут навести порядок в фармацевтической рознице, но и смогут вернуть фармации право на белый халат. К серьёзной борьбе фармации не привыкать. Как заметил директор IMS Health Россия и СНГ Николай Демидов, «стандарты, надлежащие практики и другие громкие меры, скорее всего, в ближайшие год-два будут пиар-атрибутами регулирования торговли лекарственными средствами. Почему? Да потому, что производство уже пару лет живёт со стандартом GMP, а на прилавках аптек до сих пор широко продаются лекарства, произведённые на предприятиях, непонятно как получивших сертификат. Необходимы ли при этом стандарты? Да, конечно, так как даже маленькими шагами можно и нужно прийти к хорошей и правильной цели – обеспечению надёжного движения лекарства от производителя к потребителю».

Смотрите также: