Полезли в бутылку. Производство российского алкоголя выросло на санкциях

Михаил Воскресенский / РИА Новости

Протирая бокалы в преддверии новогодней ночи, разбираемся с тем, как санкции поменяли рынок алкоголя, а неспокойная жизнь отразилась на потреблении градуса.

   
   

Какого размера рюмка на столе?

Наливать в стране стали чаще – это признают и независимые, и государственные эксперты. «Понятно, что стрессы. Плюс прибавилось и самих потребителей – всё-таки в

Россию приехало несколько миллионов человек. При этом роста алкоголизации не наблюдается, – говорит директор Цент­ра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Пил мужик 100 г водки, стал пить 105. Что от этого изменится? Культура потребления алкоголя всё же изменилась с советских времён и продолжает оставаться на приемлемом уровне, особенно в городах. Суррогатов тоже больше не стало».

При этом, по подсчётам Рос­алкогольрегулирования, по­требление водки выросло всего на 6%. Причём водка росла без пива. Тут потребление даже снизилось на четыре с небольшим процента. Самый же существенный подъём продемонстрировали ликёрные вина (рост в 2,5 раза) и слабоалкогольные напитки (на 53%).

Но, справедливости ради, водка и пиво остаются самым продаваемым алкоголем в России. Водочные продажи за 10 месяцев года – 68,8 млн декалитров (1 декалитр – это 1 ящик из 20 бутылок по 0,5 л), пивные – 557,4 млн.

Есть ли дефицит импортного алкоголя?

Когда был запущен маховик санкций и западные поставщики алкоголя один за другим начали отваливаться от России, торговые сети бросились успокаивать любителей импортного спиртного – запасы есть, и новые поставки будут. А вот к концу года в ряде сетей заговорили иначе: запасы «элитных градусов» тают, дефицит заграничного алкоголя всё ближе. Но, похоже, таким образом они лишь разгоняют ажиотаж и рассчитывают на увеличение выручки.

«Чепуха это, конечно, никакого сокращения импортного алкоголя нет, – утверждает управляющий партнёр сети винотек Максим Лесниченко. – Есть отдельные производители извест­ных марок, которые запретили поставки своих напитков в нашу страну. Но это несильно влияет на картину. Многие зарубежные бренды можно заменить. И это касается только крепких напитков, с иностранным вином проб­лем нет и не было».

Что и откуда везём?

«Везём всё и отовсюду», – отвечает на этот вопрос Лесниченко.

   
   

По данным из Казахстана, отгрузки напитков в Россию за 9 месяцев года выросли на 40% в тоннах и на 48% в деньгах. А с ноября российские власти и вовсе официально разрешили параллельный импорт алкоголя: в список товаров, которые можно ввозить в страну без разрешения правообладателя, включили несколько десятков известных брендов спирт­ного. Продавцы говорят, что схема рабочая. Другое дело, что бутылка, попавшая к нам на прилавки по этой схеме, серьёзно прибавляет в цене. Кроме того, ­импортёры, а то и сами розничные сети занялись поиском новых поставщиков из дружественных стран. В ­частности, Индия уже экспортирует в Россию виски и ром, а Китай – свою водку. Растёт спрос и на крепкие напитки из Армении и Грузии – армянский коньяк, грузинскую чачу. Распробовали у нас и грузин­ский коньяк – его потребление выросло на 27%.

Крупнейшие розничные сети увеличивают объёмы собст­венного импорта также из Азербайд­жана и Турции.

При этом продолжаются закупки в недружественных странах – например, недорогого крепкого алкоголя из ЕС. Тут проблема, которую мог заметить потребитель, – нестабильность поставок. Можно привыкнуть к определённому наименованию, а в следующий раз не найти его в магазине. Не получилось привезти – и всё.

Как спиртное импортозамещается? 

Что не получится ввезти – сделаем сами. Отечественная ликёро-водочная промышленность, сообщает Росалкогольрегулирование, в этом году не подкачала (см. инфографику). У нас – собственное виски (которое производят в РФ с 2008 г.), отличный коньяк, а с этого года и неплохой биттер, не уступающий немецкому. Похоже, будет и перепроизводство хорошей водки – её из-за запретов на импорт, введённых по команде США почти всеми недружественными странами, теперь буквально девать некуда. Водка, правда, не подешевеет, а даже подорожает из-за увеличения с нового года минимальных розничных цен на крепкий алкоголь. 

А вот отечественное вино в 2023 г. подорожать не должно, уверяют торговцы. Российское виноделие переживает в этом году расцвет – что признают и власти, и покупатели, и сами виноделы. 

«У нас большой урожай – 770 тыс. т винограда. Качест­во хорошее, – рассказывает ­президент Союза виноградарей и виноделов РФ Леонид Попович. – Вин приличных – крымских, краснодарских, дагестанских – очень много, потому доля российской продукции в продажах значительно выросла. Россия имеет все возможности, чтобы производить 70–85% вина для своего рынка из вино­града, выращенного в стране».

Нажмите для увеличения. 

Цены

По сравнению с прошлым годом траты россиян на покупку спиртного к новогоднему столу существенно выросли.  

Вино и шампанское прибавили в цене 12%, коньяк – 10%, прочий крепкий импортный алкоголь – 30–40%. Причины: увеличение стоимости доставки и удорожание производства (упаковка, комплектующие). Вот какие цифры на отечественный алкоголь показывают интернет-сервисы мониторинга цен:

■ водка  – от 270–300 руб.;

■ ликёр – от 230 руб.;

■ джин – от 400–500 руб.;

■ шампанское – от 300 руб. 

Ирландский виски обойдётся в 1200–1800 руб., текила – в 1000–1500 руб. за 0,7 л.

Средний чек на спиртное упал как в столицах, так и в регионах. Из-за роста цен люди теперь либо покупают вместо двух бутылок за раз одну, либо переходят на более дешёвый алкоголь. 

В 2023 г. произойдёт повышение минимальных розничных цен на крепкие спиртные напитки: водка с 261 до 281 руб. за бутылку объёмом 0,5 л, бренди на 7,8% – с 348 до 375 руб., коньяк – с 480 до 517 руб.

По данным globalproductprices.com, самая дорогая водка продаётся в Бахрейне, Сингапуре и Малайзии – около 40 долл. (2,6 тыс. руб.) за бутылку 0,7 л, а также в Норвегии – 32 долл. (2000 руб.)