Почему дорожает бензин? ФАС требует объяснений

© / Marshalik Mikhail / Shutterstock.com

Производство без прибыли?

По мнению Федеральной антимонопольной службы России, в росте цен виновны компании, которые продают на бирже недостаточно бензина. ФАС дала указание нефтяникам увеличить поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренней рынок, сказали в пресс-службе ведомства. Там запросили данные у «Газпрома», предписало «Роснефти» до 8 июня увеличить продажи топлива на бирже и уведомило ещё 5 нефтяных компаний о необходимости исполнения обязательств по продаже бензина.

   
   

Однако сами нефтяники считают, что в росте цен виновата нынешняя система налогообложения. Член комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев их в этом поддерживает. Сложившаяся система налогообложения, по его мнению, снижает рентабельность переработки для продажи топлива внутри России. Прибыль нефтяников в конечной цене бензина и дизельного топлива, по его словам, составляет всего 2%.

Непродуманная фискальная политика в стране привела к тому, что нефтепереработка стала убыточной. В этих условиях высокая стоимость топлива за рубежом, конечно, привлекательна для производителей — поэтому поставки на экспорт увеличиваются, говорят в «Роснефти».

«Если бы государство хотело»...

Экспортные поставки автобензинов Евро-5 из России, по данным агентства ЦДУ ТЭК, с начала года составили 365 тыс. тонн, т.е. выросли на 48%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило налоги на заводы», — считает директор аналитического департамента инвестиционной компании «Альпари» Александр Разуваев.

Он поясняет, что около 70% стоимости автомобильного топлива — это фактически платежи государству: «Если ещё несколько лет назад нефтеперерабатывающие заводы работали с маржой порядка 10%, то сегодня, благодаря так называемому налоговому маневру, доходность переработки не просто обнулилась, а ушла в глубокий минус. По заводам, расположенным на европейской части страны, убыток составляет порядка 17%».

   
   

И тем не менее, подчёркивают в «Роснефти», даже в таких условиях компания проводит беспрецедентную модернизацию своих НПЗ, инвестируя в это 1,4 трлн руб. Уже вложено 850 млрд руб., на которые завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. «Вся производимая на них продукция поставляется на внутренний рынок», — добавили в крупнейшей российской нефтяной компании.

«Роснефть» выполняет требования совместного приказа ФАС и Минэнерго, который регулирует объёмы продаж топлива на бирже — так же, как и требования стандарта «Общие принципы ценообразования и порядок реализации моторного топлива на внутреннем рынке РФ». С января по апрель нынешнего года компания продала на бирже 24,4% произведённых ею автобензинов (норматив — 10%).

Кстати, по данным того же ЦДУ ТЭК, доля экспорта в общем объёма произведённых бензинов Евро-5 у «Роснефти» наименьшая, по сравнению с другими компаниями: 2,4%. Для сравнения: Экспорт «Лукойла» составляет 7,4% производства, «Газпром Нефти» — 10,6%, «Сургутнефтегаза» — 12,3%.

Не случайность, а манёвр

«Рост налоговой нагрузки (на нефтяников) — это не случайность и никакая не алчность, — уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Это стратегия, которая называется налоговым манёвром. Она осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счёт этого налогового манёвра получить ещё триллион рублей. Смысл следующий: повышается налог на добычу полезных ископаемых в части нефти и снижается экспортная пошлина. Но налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает и внутреннюю цену нефти, а соответственно — внутреннюю цену бензина».

Уже сейчас, по расчётам РТС, премия экспортёра, по сравнению с премией от продаж на внутреннем рынке, составляет в среднем +5 990 руб./т — для бензина Аи-92 и +5 390 руб./т — для дизеля.

Смотрите также: