По закону в средствах массовой информации и в интернете запрещена реклама алкогольной продукции (п. 8, ч. 2, статьи 21 Федерального закона «О рекламе»).
Несмотря на запрет, блогеры регулярно рекламируют алкогольную продукцию (например, на YouTube). Почему?
Во-вторых, блогеры используют такой формат, как рекомендация — рассказывают о каком-то якобы любимом напитке, в состав которого входит алкоголь. В данном случае также получается обходить законодательный запрет и избегать санкций, поскольку прямой продажи товара и рекламы не происходит.
«На вопрос, почему блогеры продолжают это делать, ответить достаточно просто: во-первых, подобные рекламные интеграции алкогольной продукции в аккаунтах блогеров очень хорошо оплачиваются, во-вторых, государство не уделяет пристального внимания контролю и мониторингу за производимыми рекламными коллаборациями», — добавляет юрист.
За нарушение закона о рекламе алкоголя предусмотрена следующая ответственность: для физических лиц — штраф в размере 2-2,5 тысячи рублей, для индивидуальных предпринимателей — 4-20 тысяч рублей, для организаций — 100-500 тысяч рублей.
«С учетом незначительности размера штрафов доход блогеров от рекламы покрывает любые возможные санкции. <...> Блогерам довольно часто удается избежать штрафов, поскольку на протяжении длительного времени они оставались вне поля зрения ФАС. Истории о наложении штрафов начали появляться только в 2019-2020 годах (в то время, как запрет установлен с 2012 года). Например, в 2019 году ФАС РФ оштрафовала блогера Илью Варламова за рекламу виски бренда Dewar’s», — рассказывают Кузнецов.