Президент России Владимир Путин подписал резонансный и долго обсуждаемый закон о «наливайках». Он дает право регионам ограничивать работу мест розничной продажи алкоголя в многоквартирных домах. Теперь власти на местах будут решать, в какое время такие точки смогут открываться и до которого часа будут работать, а также что конкретно в них можно продавать. Кроме того, очень важным аспектом принятого закона стал запрет на производство алкогольной продукции с добавлением этилового спирта и изготовление пивных напитков из готового пива.
Парламентарий отметил, что более 80% неучтенной пивной продукции реализуется именно таким образом. Потери бюджета из-за этого в 2021 году составили только по акцизам 28,6 млрд руб. За три квартала 2022 года — 16 млрд руб. В феврале 2024 года ФНС сообщила, что в результате совместных с ФСБ действий были вскрыты две схемы ухода от уплаты налогов на рынке пива, сумма неуплаченных акцизов и НДС составляет десятки миллиардов рублей, а объем неучтенной продукции оценили приблизительно в 2,3 млрд литров.
Для решения проблемы Гусев предлагает, во-первых, четко прописать в законе процедуру работы розлива навынос, во-вторых, создать реестр продавцов и увеличить ответственность, вплоть до уголовной. «Малые, средние и крупные представители отрасли выступают за урегулирование. Коллеги-депутаты тоже. Осталось проработать механизмы», — заключил депутат.
Директор одной из крупных дистрибьюторских компаний, поставляющих на российские прилавки пиво, Дмитрий Окулев, пояснил, что по мнению бизнеса, контроль в данной сфере остро необходим. При этом он нужен самому бизнесу не меньше, чем государству.
По словам Окулева, за данный сегмент рынка борются почти все производители пива и пивных напитков в стране. Причина в том, что именно в этом канале сбыта можно продавать большую часть произведенного объема пива, нежели в бутилированной таре. «Из чего складывается дешевая цена от производителя? Это неуплаченный акциз на пиво (в 2024 году до 26 руб. за литр), неуплаченный НДС, неуплаченный налог на прибыль (не покупал, не продавал) и более низкие затраты на упаковку», — разъяснил поставщик. Для того, чтобы уйти от соблазна производства дешевого напитка сомнительного качества, по мнению Окулева, необходимо всех производителей поставить в равные условия. А именно ввести минимальную розничную цену на разливную и на бутилированную продукцию.
«ОКВЭД на осуществление коммерческой деятельности по продаже продуктов питания и напитков не должен выдаваться без единовременного подключения ко всем необходимым программам (в данном случае ЕГАИС и „Честный знак“). В настоящее время большинство торговых точек работает без данного оборудования, что создает сложности для работы по прозрачной схеме между поставщиком и производителем. Торговые точки не спешат подключаться по причине того, что поставщиков очень много и даже если некоторые откажут в поставке пивной продукции, то обязательно найдется тот, кто осуществит поставку. Крайне необходимо навести порядок в точках приобретения продукции конечным покупателем. Не будет точек сбыта, не будет предложений от производителя», — заключил он.