Продукты продолжают дорожать. Как накажут виновных в повышении цен

В конце 2014 г. представители крупных торговых сетей обещали президенту не очень задирать цены на продукты. В начале этого года прокуратура по­всеместно провела проверку, выявила вопиющие ценники и даже наказала виновных. Но цены всё растут!

   
   

В № 26 «АиФ» был опубликован материал «Кто нас травит и обирает?». В нём мы разбирались, как торговые сети наживаются на нас, накручивая цены без зазрения совести: 686% - на яйцах, 471% - на говядине, 367% - на молоке и т. д. Не зря большинство их владельцев - в списках миллионеров «Форбс».

В материале была приведена фотография двух ценников творожного сыра «Хохланд», сделанная корреспондентом «АиФ» в одной из крупных столичных продуктовых сетей. Первый ценник (от 11 июня 2015 г.) показывал, что сыр стоит 59,50 руб., второй (от 18 июня 2015 г.) был уже практически на 30 рублей выше - 83,50 руб. За неделю сыр подорожал на 40%, в то время как власти рапортовали, что повышение цен остановлено! После этой публикации с редакцией «АиФ» связалась компания «Хохланд Руссланд», производящая данный сыр. «ООО «Хохланд Руссланд» не повышало свои отпускные цены на готовую продукцию ни в июне, ни в мае 2015 г.», - заверил нас Алексей Прохоров, замгендиректора компании. 

Тогда откуда появилась такая бешеная накрутка? Почему по­требитель должен отдавать лишние деньги продуктовым сетям за товар, отпускная цена на который не менялась? Получается, что розничные сети сами себе хозяева, могут творить что хотят и наживаться на потребителях, которые сегодня и так многое из продуктов питания не могут себе позволить?!

Капуста для королей

Рекордсменами по взлёту цен на продукты в Красноярском крае стали бананы и капуста. Ладно бананы - их за валюту покупают. А капуста? В марте она подорожала на 26 руб., поднявшись с 31,5 до 57,5 руб. В целом только в июне не было значительного подорожания. И, наверное, потому, что расти уже некуда. Только за апрель и май сметана поднялась на 9 руб. - до 87,77 руб. за 350 г, растительное масло - на 30 руб. (за литровую бутылку 90-100 руб.). Противостоять ценовым скачкам красноярские власти пытались, в частности, уговорив несколько крупных торговых сетей ввести мораторий на поднятие цен на социально значимые продукты, к примеру, хлеб, молоко, крупы, подсолнечное масло, чай, куриное мясо и т. д. Однако сделано это было лишь на несколько месяцев и на самые дешёвые продукты не самых известных производителей. 

В Ульяновске рекорд бьёт морковь - 70 руб. за 1 кг. Это в 2,5 раза дороже, чем в декабре прошлого года (за последний месяц морковка выросла в цене на 10%). Вдвое с декабря подорожала свёкла (свежая стоит свыше 50 руб. за 1 кг), в 1,5 раза - картофель (35-40 руб. за 1 кг) и лук (35 руб. за 1 кг). Министр сельского хозяйства области А. Чепухин ссылается на то, что своих овощей не хватает, надо дождаться нового урожая. Среди других продуктов быстрее всего дорожают говядина, сыры, масло, творог, куриное мясо. Словом, то, что обычно бывает на столе у небогатых людей.

В мае ценообразованием в магазине «Пятёрочка» Кашинского р-на Тверской обл. заинтересовалась прокуратура. Во время проверки выяснилось, что здесь завысили цены на дет­ское питание до 54%. За такую наценку руководителя супермаркета оштрафовали на 39 тыс. руб. Наказали и руководителей нескольких торговых точек Красного Холма (тоже один из райцентров Тверской обл.): они получили по 25 тыс. руб. штрафа каждый.

   
   

Найти управу

В феврале Ассоциация компаний розничной торговли договорилась самостоятельно остановить рост цен на социально значимые продукты на 2 месяца - но всего на одну товарную позицию в каждой из категорий. Кто-нибудь заметил этот благотворительный акт? Скорее всего, нет. Зато проведённые прокуратурой и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проверки выявили тысячи случаев бессовестного накручивания торгашами цен, завели сотни административных дел, выписали десятки штрафов.

В то же время, после того как в апреле тюменские власти установили максимальный размер наценки на социально значимые товары 15%, ФАС тут же выступила против региональных нормативных актов, ограничивающих оптово-отпускные цены. Поэтому и новая инициатива Минсельхоза, скорее всего, обернётся ничем.

По результатам проведённого недавно ВЦИОМ опроса, рост цен на продукты питания волнует уже большинство россиян. Особенно они заметили рост цен на мясо (74%) и молочные продукты (70%). Полгода 32% россиян экономят на еде, покупая более дешёвые продукты. Но если так пойдёт и дальше, дешёвых скоро не сыщешь!