Неаккуратное поведение: почему лизинговое сообщество против реформы?

Круглый стол ТПП РФ «Развитие международного лизинга в рамках Евразийского экономического союза». © / Фото: Павел Соловьев

С идеями разработчиков представители отрасли не согласны и пытаются открыто донести свое видение реформы до регулятора с помощью отраслевых мероприятий, экспертов, других участников рынка и СМИ. 

   
   

Их сомнения вполне понятны, ведь за прошедшие полтора года разработки основных положений реформы, как говорят представители лизинговой отрасли, они так и не смогли услышать четкую, понятную и полную концепцию предстоящих изменений. До сих пор участникам рынка предлагается обсуждать только один ее «фрагмент» ...

Обо всем по порядку

Второе место на финансовом рынке после банковского сектора, рост на 40% всего за год — лизинговая отрасль в России сегодня развивается бурными темпами. При этом качество портфеля, по оценкам Центрального банка РФ, в 2 раза лучше, чем в банковском секторе. 

Специалисты отмечают, что во всем мире сегодня переходят на лизинговую систему отношений. Она и более удобная, и эффективная, и доступная. Особенно для малого и среднего бизнеса. Естественно, что такая перспективная отрасль не могла остаться без внимания контролирующих органов, и в итоге в ней грядут перемены. Однако специалисты рынка говорят, что отрасль против предлагаемого формата регулирования. Одни уверены, что защищают рынок от недобросовестных дельцов и повышают его прозрачность, другие считают, что с рынка уйдет огромное количество достойных, но не соответствующих новым требованиям, и это, наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на экономику страны в целом. Как прийти к консенсусу?

Фото: https://www.assocleasing.ru/

Время обсуждений

На волне объявления о реформе лизинговой сферы начались различные мероприятия по поддержке отрасли. Специалисты лизинговых компаний подключились, чтобы отстоять свое право заниматься арендным бизнесом так, как привычно и удобно как самим профессионалам данной сферы, так и их клиентам. 

Одно из таких мероприятий, где собрались все заинтересованные стороны, состоялось 9 октября в Москве: День юриста лизинговой компании, ежегодно проводимый Объединенной Лизинговой Ассоциацией (ОЛА). План встречи предусматривал полноценное обсуждение непонятных деталей и нюансов в законопроекте, а также ответы представителей органа-регулятора на вопросы заинтересованных лиц.

Обсуждение началось с того, что советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев пояснил детали готовящегося проекта, рассказал, как будет определяться список компаний, которые продолжат свою деятельность в сфере лизинга, и очертил прочие нюансы.

   
   

«Некоторое неудовлетворение, что нужно будет поменяться, относительно, на самом деле с точки зрения других сторон меняться не очень много. Оно есть, это недовольство, оно будет, с этим ничего не поделаешь. Но с точки зрения сравнительного анализа, я думаю, что вхождение в семейство некредитных финансовых организаций — это благо. Я верю, что это благо, потому что это создаст вам будущее», — отметил Сергей Моисеев. 

Под благом представитель регулятора подразумевает, во-первых, технологичность, а именно — удаленную идентификацию клиентов, во-вторых — перевод взаимоотношений с клиентом в электронный формат.

Но насколько благие намерения разработчиков реформы отвечают реальным потребностям рынка? Участники сообщества считают, что предлагаемая реформа не может быть благом в том виде, который она имеет сейчас: текущий законопроект рассматривается изолированно от других норм, регулирующих систему отношений на рынке лизинга. В таком формате она противоречит идее развития и процветания отрасли и влечет за собой негативные последствия для развития экономики государства. 

Представители отрасли уверены, что текущий законопроект меняет концепцию лизингового продукта, подменяя его кредитными отношениями, и еще все это влечет за собой огромные расходы для отрасли. Насколько оправданы такие жертвы для достижения цели разработчиков (сделать рынок «цивилизованным, легализованным, чистым и опрятным»)?

Споры о критике

Как и любое нерациональное нововведение, реформа лизинговой отрасли сразу же вызвала широкий резонанс в этой сфере. Представители лизинговых компаний начали писать письма, обращаться к специалистам за консультациями и с просьбами о помощи. Ведь они уверены: такой закон ни к чему хорошему не приведет, и тому есть доказательства. Однако представители регулятора говорят, что от попыток добиться защиты на стороне представителям рынка лизинга лучше отказаться. Решение о регулировании данной сферы было принято на уровне первых лиц государства, и реформе быть. При этом критиковать закон его представители не рекомендуют. «Все вы читаете прессу. Сейчас информационный фон такой, не очень благоприятный...Что это означает? Ничего, кроме внимания ФСБ и администрации президента это не привлечет. Поэтому я, наверное, пытаюсь подсказать, как правильно себя вести максимально аккуратно. Потому что ничего, кроме ответной реакции от силовых органов, нельзя будет получить. Это я в том числе говорю и про общественные дела», — отметил Сергей Моисеев, обращаясь к вице-президенту ОЛА Алексею Киркорову.

А вот подробно отвечать на их вопросы, как отмечают представители отрасли, разработчики не торопятся. И делают это довольно уклончиво, обещая, что все будет потом, сейчас же надо разобраться с регулированием.

Фото: https://www.assocleasing.ru/

Продуктивные переговоры

Представители отрасли же уверены, что без конструктивного диалога прийти к консенсусу будет проблематично. Они полагают, что реформа лизинга в той форме, которая транслируется ответственными лицами регулятора, не нужна. О том, почему отраслью заинтересовались, у них также есть свои предположения. 

Компании, работающие на лизинговом рынке, нельзя сравнивать с банками, страховыми представителями или пенсионными фондами. Ведь они не имеют финансовой ответственности перед вкладчиками и не проводят финансовых операций. Их основная задача — работа с имуществом: они приобретают его и передают в аренду, управляя им. 

Для работников сферы лизинга не особенно понятно, зачем нужно вмешиваться в сферу, которая устоялась и работает уже более 20 лет. Банки вполне могут самостоятельно анализировать финансовое состояние своих должников. Без двусторонних переговоров с обсуждением всех деталей здесь не обойтись, считают представители лизинговых компаний. А значит, требуется продуктивный диалог. Но пока этот диалог складывается плохо.

Юридическая сторона реформы

Поскольку поводом для встречи двух сторон стал День юриста, то и вопросы на этом мероприятии поднимались соответствующие. Участники обсуждали актуальное состояние и продвижение законопроекта, замечания к нему со стороны лизингового сообщества и проблематику определения правовой природы лизинга в ближней и дальней перспективе: арендной и финансовой.

Одним из основных вопросов, волнующих участников рынка, является отсутствие единой целостной концепции реформы, так называемой «дорожной карты». Представители отрасли хотят видеть комплексный подход к реформированию, чтобы в полной мере оценить возможные последствия реформы. Но ответственные за разработку не готовы обсуждать реформу в таком ключе, смещая акценты в интересующую их сторону: «Мы сознательно сейчас их (прим. автора — изменения в ГК РФ) не обсуждаем. Я бы рекомендовал сейчас сильно эту тему не муссировать. Сейчас мы должны обсуждать текст закона о регулировании». 

Что касается текста самого законопроекта, то и он далеко не идеален. Как отметили участники сообщества, многие замечания к тексту учтены не были, а выдвигаемые сообществом предложения по решению реальных проблем отрасли и вовсе не нашли отражения в законе. По результатам обсуждения замечаний сообщества к законопроекту, опубликованных на сайте электронного правительства, у представителей лизинговых компаний возник вопрос о том, какая деятельность все-таки подлежит регулированию и как ее отграничить от аренды вообще. Ведь участники рынка должны понимать, с какими сделками они должны идти под регулирование, а с какими — нет.

По результатам обсуждения представители регулятора озвучили, что те, кто будет заниматься арендой, не используя слово «лизинг», не будут подлежать регулированию, и никто к ним не придет, чтобы наказать их за осуществление деятельности без вступления в СРО и включения в Реестр субъектов лизинговой деятельности.

Мартынов Федор, заместитель генерального директора по юридическим вопросам ПАО «ГТЛК», обратил внимание сообщества и представителей регулятора на то, что в текущий момент лизинговая деятельность не может рассматриваться как финансовое посредничество, поскольку лизингодатель в большинстве случаев выполняет не только финансовые функции: «Что делает лизинговая компания? Просто дает деньги... Теоретически как будто бы так. На практике — выбор поставщика и предмета лизинга сегодня — это уже выбор (а в некоторых случаях и вовсе не выбор, а обязанность) лизинговой компании». 

На конференции Алексеем Киркоровым также был озвучен и экономический взгляд на текущие проблемы. В своем выступлении он с точки зрения финансиста показал, что лизинг — это существенно более сложный продукт, чем просто финансовое посредничество, он сочетает в себе элементы различных по природе сделок, но преимущество все-таки остается за элементами аренды, из которой лизинг в свое время и вырос. «Мы занимаемся работой с имуществом, с каким-то реальным активом... Природа взаимоотношений лизинговой компании с лизингополучателем и банка с клиентом совершенно разная: если у банка по ключевым проблемам был целый ряд сложностей, то лизинговая компания могла просто приходить и говорить: „Я изыму имущество“. И с ней начинали разговаривать...» — объясняет особенности и преимущества арендной природы лизинга вице-президент ОЛА.

К концепции реформы у участников рынка лизинга много вопросов, в том числе сообщество не понимает необходимость создания реестра лизинговых компаний. «Для чего нужен реестр? Реестр это просто про то, чтобы посчитать и посмотреть, кто есть на рынке. Сейчас, чтобы понять, кто есть на рынке, нет никакого источника», — говорит зам. начальника управления стратегии функционирования финансовых рынков Департамента развития финансовых рынков Банка России Абашеева Екатерина. А как же Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, — прим. автора) с посделочным учетом в публичном доступе и Росфинмониторинг с богатейшей пятнадцатилетней историей по каждой лизинговой сделке? По мнению сообщества, при желании посчитать объем лизингового рынка и количество активных его участников можно и без создания дополнительных реестров.

Международный опыт

Еще одно мероприятие, которое собрало вместе профессионалов рынка, прошло в Москве 19 октября в Торгово-промышленной палате РФ. В круглом столе «Развитие межгосударственного лизинга в рамках ЕАЭС приняли участие представители крупных компаний Казахстана, Кыргызстана, Беларуси. Также здесь участвовали представители НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ». Собрались все они не просто так: нужно было обсудить такие важные вопросы, как межгосударственный лизинг в рамках ЕАЭС, перспективы его развития, то, какие есть риски операций между странами, как можно гармонизировать нормативную базу. Поднимались и вопросы реформирования отрасли в России. 

На круглом столе своим опытом по реформированию отрасли поделилcя представитель Республики Беларусь. «Национальным Банком Беларуси не применяются (к лизингодателю) дополнительные нормативы безопасности и требования, идентичные банковским. Потому что приравнивание лизинговых компаний к финансовым организациям приводит к сужению рынка, к ограничению допуска малого и среднего бизнеса на рынок услуг лизингополучателей и к уходу с рынка лизинговых организаций. В конечном итоге — монополизация рынка. Ничего хорошего в экономике при этом не происходит», — сообщил в своем выступлении директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович. При этом, по мнению спикера, реформа в Беларуси прошла благополучно для всех участников рынка. «Когда государство принимало какие-то действия, направленные на создание документов, оно учитывало особенности отрасли и прислушивалось к мнению лизингового сообщества. 98% наших пожеланий были учтены, ни один документ мимо нас не прошел», — добавил представитель Беларуси. Он уверен, что если в России представители регулятора наладят конструктивный диалог с основными лизинговыми организациями страны, то дело пойдет лучше. 

Однако на данный момент встречи ответственных за реформу лиц с участниками лизингового рынка заканчиваются безрезультатно. По мнению председателя подкомитета ТПП РФ по лизингу Алексея Акиндинова, вопрос создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли находится за пределами интересов разработчиков реформы. Помимо очевидных недостатков, о которых говорил Шиманович, есть вероятность, что проект реформы в существующем виде способен помешать эффективному сотрудничеству российского лизинга с партнерами из стран ЕАЭС, которое построено на единообразном понимании отраслевых механизмов. При этом профессиональное сообщество признает необходимость точечного реформирования. Требуется введение новых правил бухгалтерского учета, которые бы соответствовали стандартам МСФО, необходимо усовершенствование правил изъятия предметов лизинга и повышение уровня ответственности лизингополучателя относительно долговых обязательств.

«Лизинг сейчас находится в состоянии роста. И все изменения, все преобразования в лизинге должны происходить с учетом этого. Нужно не столько стабилизировать отрасль, сколько поддержать ее рост. Сегодня лизинг — это достаточно прозрачная отрасль, она достаточно транспарентная, потому что компании привлекают иностранный капитал, зарубежное финансирование, эти компании уже транспарентны. Поэтому все изменения должны вести к росту и никак не к просто желанию регулировать», — отметил руководитель аппарата Подкомитета ТПП РФ по лизингу Евгений Царев.

На просьбу модератора круглого стола Алексея Акиндинова к представителям Центрального Банка прокомментировать реформу в зале повисла красноречивая тишина. 

А что в остатке

Встречи разработчиков реформы с участниками лизингового рынка пока заканчиваются безрезультатно. При этом отрасль не против изменений, представители бизнеса настроены конструктивно. Но им хочется четких правил и предписаний, чтобы понимать, на что ориентироваться. А значит, в идеале ответственному подразделению ЦБ стоит прислушаться к замечаниям отрасли и ответить на все вопросы, которые интересуют многих. На данный же момент эксперты оценивают проект реформы как сырой проект, который может нанести ущерб важной отрасли.

Смотрите также: