Нестабильная экономическая ситуация в России так или иначе коснулась каждого — граждане, столкнувшиеся с резким ростом цен и падением доходов, пытаются экономить, а производители, столкнувшиеся с экономными гражданами, пытаются сохранить прибыль и урезать расходы.
На какие уловки идут предприимчивые производители, не готовые терять деньги, АиФ.ru рассказал эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов.
Там не долили, туда не доложили
Потребители привыкли к тому, что, как правило, указанная цена некоторых продуктов соответствует определенным объемам — за один литр, за один килограмм, пол-литра или полкило. Продукты, которые мы привыкли видеть в таких упаковках: молоко, кефир, ряженка, йогурт, крупы, мука, сахар, мясные и колбасные изделия, сливочное масло и т.д. В кризис производители тоже хотят сэкономить и компенсируют возросшие затраты за счет «незаметного» уменьшения объема конечного продукта.
Так, литровые пакеты молока, кефира или ряженки превращаются в пакеты 900-950-миллилитровыми. Вес упаковки йогурта из 0,5 литра превращается в 450 — 470 миллилитров. Мука, крупы, сахар, колбасные изделия теряют в весе от 50 до 100 граммов, сливочное масло — от 20 до 30 граммов. А цена в лучшем случае остается прежней. На первый взгляд 50 миллилитров или 30 граммов кажутся мелочью, но в промышленных масштабах этот недовес позволяет производителям экономить огромные суммы.
Производители давно просчитали, что, находясь в магазине, покупатель редко вчитывается в этикетку, чтобы посмотреть вес товара, поэтому упаковка не меняет привычных очертаний, а лишь становится на миллиметры уже или короче. Таким образом, у покупателя создается полная иллюзия, что он приобретает тот же товар с тем же весом, что и раньше.
Самый очевидный пример — упаковки молока в пластиковых бутылках. Визуально совершенно невозможно определить их объем, особенно когда рядом стоят литровые пакеты, покупатель не думает, он просто берет эту упаковку и идет на кассу. Понять, что объем там меньше, можно только вчитавшись в информацию на бутылке. Это же касается кефира и ряженки.
Сыпучие продукты: рис, гречка, манка, пшено, перловая крупа, овсянка, мука, сахар и т.д — идеальный продукт для таких манипуляций. Как правило, они недорогие (от 35 до 60 р. за упаковку), поэтому потребитель не оценивает внимательно пачку перед покупкой. Многие могут даже не знать, что конечный вес изменился в меньшую сторону.
Секрет в упаковке
Другой распространенный пример — фасованные мясные и колбасные изделия, они заранее взвешены и упакованы на заводе, на них стоит фиксированная стоимость, которая примерно соответствует цене за 0,5 кг развесного продукта. Только в тот момент, когда покупатель начинает присматриваться к упаковке, он замечает, что вес там 400 граммов.
Та же самая история со сливочным маслом. Мы все привыкли к тому, что вес обычной пачки масла — 200 граммов. Так было десятилетиями. Поэтому, когда мы приходим в магазин и берем пачку, мы, даже не задумываясь, оцениваем ее как 200-граммовую, а на самом деле там всего 180 или 170 гр.
Выгода производителя от таких манипуляций очевидна. Не докладывая 100 граммов, он экономит около четверти себестоимости на итоговой цене товара, так, что каждый пятый товар для производителя получается бесплатным. В оптовых партиях производителю удается сэкономить миллионы рублей, а потребитель, хоть и не чувствует ощутимой разницы первое время, остается обманутым в долгосрочной перспективе.
Королевский размер
Еще один показательный пример — шоколадные батончики king-size. Раньше они продавались в виде одной большой конфеты. Теперь в той же упаковке находятся две маленькие половинки. Казалось бы, разницы никакой, был один большой батончик — стало два маленьких, но размеры упаковки не изменились. Таким образом производитель сэкономил незаметные для потребителя миллиметры шоколада и начинки и получил от этого неплохую прибыль.