Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ назвала маркетплейсы Wildberries и Ozon «коллективными монополистами» с долей рынка в 80%. Это пока не обвинение, но сигнал о том, что власть обратила свое внимание на стремительно развивающийся рынок. Что последует за таким заявлением, пока неизвестно, но эксперты aif.ru считают, что регулировать этот рынок нужно. Проблема в том, как это делать.
Гипермакет на диване
На смену примитивной торговле товарами по почтовым каталогам, захлестнувшей Россию в 90-е, пришла техническая революция. Сначала в виде «магазинов на диване», когда товар с экрана телевизора можно сразу заказать по телефону, затем в виде интернет-магазинов и, наконец, онлайн-площадок. Собственно, с английского «маркетплейс» и переводится дословно как «торговая площадка». В отличие от интернет-магазина здесь продаются товары самых разных категорий и, что самое главное, — разных производителей и брендов — от всемирно известных до доморощенных. Причем товары можно сравнивать и выбирать продавца с лучшей ценой — почти как на рынке, можно заказать с доставкой за умеренную плату или получить его на почте или в пунктах выдачи заказов. Число которых растет с каждым днем, причем в некоторых вещь перед покупкой можно примерить. Так отпадает надобность ехать в магазин или крупный торговый центр, поскольку ассортимент у маркетплейсов огромен — ни один ТРЦ с ними не сравнится.
Не выходя из дома, россияне чаще всего приобретают бытовую и цифровую технику, товары для дома, мебель, одежду и обувь, продукты питания, средства личной гигиены и косметические товары. Всего — около 400 млн артикулов товаров.
В России наиболее популярными являются такие площадки, как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. При этом оборот у них с каждым годом растет как на дрожжах. Если в 2021 году оборот маркетплейсов составил 3,9 трлн рублей, в 2022 году — уже около 5 трлн, а по итогам прошлого года — от 6 трлн до 7 трлн. рублей, по разным оценкам. Количество занятых в этой сфере исчисляется сотнями тысяч человек, но точная цифра неизвестна.
Но реальность такова, что по мере усиления позиций маркетплейсов на рынке электронной коммерции к данным компаниям возникает все больше вопросов. Например, по поводу продажи контрафактных товаров. Только за третий квартал 2023 года ФАС у электронных продавцов было заблокировано более 1,7 миллиона карточек подобных товаров.
Как сказала ФАС
Первые шаги законодательной регламентации электронной коммерции в России были предприняты еще в начале 2000-х годов в виде проектов специальных федеральных законов об электронной торговле. Но они так и не были реализованы. Судя по всему, сейчас ситуация назрела.
«В прошлом году число ИП (индивидуальных предпринимателей) в России рекордно выросло — на 350 тысяч.
Площадки в законе
О том, что регулирование такого вида торговли необходимо, снова заговорили прошлой осенью, с внесением проекта поправок к законам «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Ожидается, что рассмотрены они будут в весеннюю сессию Госдумы.
С тем, что закон, который должен защищать в том числе и сами маркетплейсы, нужен, согласен и Александр Калинин. «Наверное, будут какие-то и подзаконные акты, потому что все сразу учесть будет трудно, — предположил он. — К тому же сами маректплейсы тоже хотят, чтобы их бизнес был более клиентоориентирован и понятным не только для поставщиков, но и для потребителей».
Впрочем, есть и опасения в том, что государство может сломать привычный комфорт, который успели оценить многие потребители.