Наталья Кожина, АиФ.ru: Сергей Георгиевич, для чего нужна маркировка электронными чипами, для борьбы с контрафактной продукцией?
Сергей Столбов: Не только. Что такое контрафакт? Когда подделываются известные бренды, страны происхождения, изделие из одного вида пушнины выдают за другой вид. Например, кролика продают вместо шиншиллы — самое распространенное явление. Крашеный мех подсовывают вместо меха натуральной окраски. Допустим, куницу выдают за соболя и т.д. Вариантов множество. Это контрафакт. Но все же основная задача проекта маркировки — это борьба с незаконным оборотом изделий, которые произведены, поставлены, проданы с нарушением действующего законодательства, то есть по «серым схемам». К сожалению, сегодня нам часто приходится сталкиваться с откровенной контрабандой и ввозом по импорту изделий с заниженной таможенной стоимостью.
Конечно, не все довольны введением этих ограничений, но мы надеемся, что потоки некачественного товара, подделок значительно сократятся. С учетом того, что шуба — изделие недешевое, мы должны как-то ограждать потребителей от такой продукции. Подчеркну, что в настоящий момент речь идет только о верхней одежде из натурального меха — маркировка не касается шкурок пушных зверей и головных уборов.
— Маркировка электронными чипами как-то отразится на стоимости меховых изделий?
— Сама маркировка практически не влияет на стоимость реализуемых вещей. Затраты на каждое изделие не превысят 50–60 рублей. Но изменение цены все же возможно, поскольку в этом случае таможенное и налоговое законодательства будут применяться по полной программе. Участникам рынка придется выплачивать таможенные пошлины при пересечении импортным товаром границы и установленные налоги при реализации этого изделия. Здесь может быть колебание цены, но пока рано говорить, на сколько именно процентов. В связи с кризисом сегодня резко упала цена на пушнину. Почти в два раза! Этот факт повлияет на удешевление самого производства товара. Что мы имеем: с одной стороны, изделие получит дополнительную нагрузку в виде тех платежей, о которых я ранее сказал, с другой — экономическая ситуация сегодня в пользу удешевления меховой продукции.
— Какая информация будет содержаться в чипе изделия?
— Я предлагаю вернуться к этому вопросу немного позднее. Буквально через 1–2 недели Федеральная налоговая служба представит подробную дорожную карту по применению электронной маркировки. Там будут четко указаны все параметры. В первую очередь происхождение, из чего изготовлена вещь, страна и т.д. Отмечу, что эта система аналогична электронной маркировке на водку, которая сейчас принята в нашей стране. С помощью нее в первую очередь считывается происхождение товара, дается возможность полностью отследить логистику производства, движения и продажи того или иного изделия.
— Правильно ли я понимаю, что в апреле будет введен только пилотный проект?
— Да, пилотный проект по маркировке меховых изделий вступает в силу с 1 апреля 2016 года. Если он пройдет успешно, аналогичная маркировка будет распространена и на другие товары легкой промышленности. Я думаю, что выводы будут сделаны в течение одного сезона.
— Где-нибудь в мире применяется подобная маркировка на меховые изделия?
— Электронные чипы на другие виды одежды применяются в Евросоюзе. Но маркировка меховых изделий не применяется нигде. В этом смысле мы будем первопроходцами. Однако замечу, что страны ЕС очень заинтересовал опыт стран Евразийского экономического союза и они рассматривают возможность применения такой системы у себя.