Колесо оборзения. Как автосалоны выкручивают руки покупателям

Продажи машин в России в нынешнем октябре упали на 62,8% по сравнению с октябрём 2021 г. Падение к прошлому месяцу меньше, но оно тоже есть. Ни одна из присутствующих на рынке марок не смогла нарастить продажи.

   
   

Эксперты связывают это сразу с несколькими причинами: и выбор машин резко сократился, и деньги народ теперь предпочитает не тратить, а экономить. И автосалоны ведут себя порой так, что сожалеть о решении купить новую машину человек начинает чуть ли не после первого разговора с продавцом. Корреспондент aif.ru рассказывает о личном опыте.

«Свою наличку оставьте себе»

В октябре я решила купить-таки новое авто — даже несмотря на то, что цены, и без того поднявшиеся за время пандемии, к осени скакнули в космические выси. «Сюрпризы» ждали меня на каждом этапе. Первым и самым неприятным стало расхождение в цене в зависимости от способа оплаты. Я обошла несколько дилерских центров, но везде цена машины при оплате наличными оказывалась на 150–200 тыс. выше, нежели при покупке ровно того же авто, но в кредит.

«С чего вдруг такая нелюбовь к наличности?» — удивилась я. В былые годы покупателя, готового внести в кассу всю сумму купюрами, в эту кассу чуть ли не под руки вели. Ответ оказался прост: кредит на покупку ты можешь взять только в тех банках, с которыми сотрудничает салон. Попытка рассказать, что у меня уже есть кредитная история в других банках, была пресечена на корню: или берёте в тех банках, что предлагаем, или пожалуйте на выход.

Пришлось согласиться. Передо мной тут же разложили ворох анкет и согласий на обработку данных, среди которых, к примеру, было и такое: «Форма согласия клиента на предоставление информации мобильным операторам». Оказалось, что я таким образом разрешила операторам сотовой связи бомбить меня рекламными рассылками всеми доступными способами. В другой бумаге было сказано, что согласие на предоставление мне этих рекламных материалов действует... 35 (!) лет! Выходит, салоны не только покупателю авто продают, но и одновременно нас самих вместе с нашими персональными данными продают в очередную клиентскую базу, которых по стране гуляет в изобилии. На мои упрёки в том, что это нечестно, сотрудники салона развели руками: другого пути купить автомобиль в кредит нет.

Тут 40 тыс. рублей, там 40 тыс. рублей

В итоге я выбрала два банка и подала туда заявку на кредит. Я работаю официально, зарплату получаю «белую». Так что у меня не было ни тени сомнений, что кредит одобрят моментально. Ан нет! В обоих банках заявку отклонили. Сотрудники кредитных отделов устало посмотрели на моё удивлённое лицо и сообщили, что банк не обязан указывать причину отказа. Логику в решении банка искать не стоит, уверял один из них, рассказав, что на днях у них была девушка с зарплатой 100 тыс. руб., которой предстояло ежемесячно выплачивать 90 тыс. И банк ей кредит одобрил.

Кредит мне в итоге одобрили — в третьем банке. Сделку предложили провести на следующий день. Я попросила накануне организовать встречу с представителем банка, чтобы вместе с ним изучить договор — надо разобраться в том, что подписываю. И тут — снова сюрприз. В договоре цена машины увеличилась на 40 тыс. руб. — оказалось, что автоматом к кредиту шла «Карта автолюбителя». Её держателям банк предоставлял невнятные услуги, которые мне не нужны совершенно. К счастью, начальство банка пошло мне навстречу, и карту из договора исключили.

   
   

Следующим этапом стала борьба за КАСКО — она приобретается обязательно, если машину ты берёшь в кредит. Как и в случае с кредитом, выбрать самый дешёвый вариант (а разница может достигать 40 тыс. руб.) не получится, потому что салон сотрудничает не только с определёнными банками, но и с определёнными страховыми.

Все документы я в итоге оформила и из салона уехала на автомобиле. Который, пока я полностью не расплачусь по кредиту, принадлежит банку.