В понедельник, 21 декабря 2020 года, было завершено рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства компанией Booking.com. Федеральная антимонопольная служба России признала сервис нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сообщается на сайте ведомства. По мнению ФАС, имело место злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Недопустимым посчитали то, что компания Booking.com навязывала российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров. Договоры предполагали обязательство соблюдать паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения своих услуг. То есть гостиницы не могли, например, на собственном сайте установить цену ниже, чем указано на платформе Booking.com. При этом цена на сервисе включает комиссию, которая изначально была 15%, а сейчас может превышать 25%.
Что за дело против сервиса бронирований Booking.com?
В феврале 2019 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» обратилась в ФАС с просьбой проверить сервис онлайн-бронирования отелей Booking.com, так как посчитала, что компания нарушает российское федеральное антимонопольное законодательство. По результатам рассмотрения этого заявления ФАС вынесла Booking.com первое предупреждение с требованием в течение месяца убрать паритет цен из договоров с российскими компаниями.
Компания не отреагировала на требование, в связи с чем в декабре 2019 года против нее было возбуждено антимонопольное дело. В рамках дела «Опора России» также указала на то, что по договору Booking.com запрещает отелям и гостиницам использовать дополнительную систему скидок для своих прямых каналов продаж. А неоднократные заявления компании о том, что она не занимает доминирующее положение на рынке, согласно информации общественников, опровергают статистические данные: доля бронирований Booking.com среди других каналов в 2019 году превышала 70%.
В сентябре 2020 года ФАС выдала сервису второе предупреждение cо сроком исполнения до 18 октября, но и оно не было исполнено. А 21 декабря по результатам рассмотрения дела Booking.com признали нарушителем антимонопольного законодательства.
Что требуется от Booking.com?
Ведомство выдаст Booking.com предписание о прекращении действий, которые нарушают антимонопольное законодательство. Компания должна будет исключить из договоров с гостиницами условия о широком и об узком паритете цен на гостиничные услуги.
В компании заявили, что разочарованы решением ФАС, особенно во время пандемии, когда индустрия путешествий и туризма находится в затруднительном положении и нуждается в равных условиях и честной конкуренции. Там отметили, что сервис предоставляет широкий ряд услуг партнерам, а те, в свою очередь, получают возможность бесплатно рекламировать объекты размещения.
«Для партнеров, предпочитающих абсолютно бесплатно рекламировать свои объекты на Booking.com, компания осуществляет перевод контента на 44 языка, инвестирует средства в рекламное продвижение объектов размещения через различные традиционные и цифровые каналы и, помимо прочих услуг, предоставляет клиентскую поддержку на 44 языках», — цитирует заявление представителей Booking.com ТАСС.
В компании сообщили, что они считают справедливым, что отели и гостиницы выставляют на сервисе ту же цену, что и на своих сайтах. Паритет, по их мнению, дает гарантию, что, воспользовавшись бесплатными услугами Booking.com, эти организации не завысят цены на сервисе, чтобы побудить клиентов осуществлять бронирование через их собственные сайты и иные каналы.