Эксперт: Турция злоупотребляла своим положением на продовольственном рынке

Президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королёв. © / Алексей Смирнов / АиФ

С начала этого года импорт турецких овощей и фруктов значительно снизился, но некоторые позиции продолжают поступать на российские прилавки. Насколько наш рынок зависим от турецкой продукции, и какие страны уже готовы занять место Анкары, АиФ.ru  рассказал президент Национального союза производителей плодов и овощей Сергей Королёв.

   
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Сергей Валериевич, какой объём овощей и фруктов Россия закупала у Турции?

Сергей Королёв: Доля турецкой продукции в общем импорте составляла в 2014–2015 гг. по овощам — около 16%, по фруктам — от 31 до 35%. Если перевести проценты в цифры, то это примерно 470 тысяч тонн и 538 соответственно.

Россия тратила на закупку данного объёма сельхозпродукции 1,3–1,4 млрд долларов. Основные позиции, которые мы импортировали из Турции, — томаты и цитрусовые. Но замечу, что уже в 2015 году россияне стали меньше потреблять не только импортных, но и отечественных овощей и фруктов. Этот фактор отразился на снижении поставок из Турции ещё до введения эмбарго примерно на 20%.

— Какие страны в итоге пришли на смену Турции?

— Начну с того, что у всех представителей отрасли были довольно серьёзные опасения по поводу предстоящего эмбарго. Но, когда наш союз совместно с Министерством сельского хозяйства и правительством провели предварительный анализ, стало ясно, что в течение 1–2 месяцев после введения ограничений мы сможем быстро переориентировать потоки на другие страны. То, что мы прогнозировали, в конечном итоге подтвердилось. Начиная с января – февраля (а эти месяцы являются неким критичным периодом по потреблению импортных овощей и фруктов в России) у нас появились новые страны-поставщики. Честно говоря, мы даже не ожидали такой активной работы отечественного бизнеса по изменению логистических схем поставок. В итоге, например, те же самые томаты мы теперь привозим из Марокко, Израиля, Азербайджана, Ирана и ряда других стран. Цитрусовые — из стран Ближнего Востока.

— А собственное производство овощей и фруктов растёт? Ведь не можем же мы полагаться только на импорт.

   
   

— Конечно, за последние годы количество инвестиций в строительство новых тепличных комплексов в России увеличилось. По нашим данным, с 2012 года дополнительно были введены в эксплуатацию 415 гектаров новых теплиц. Они в значительной степени заместили те недостающие объёмы, которые мы не получили из Турции. В этом году мы планируем увеличить производство овощей в защищённом грунте примерно на 100 тысяч тонн.

Ежегодный рост производства тепличных овощей составляет около 6%. Если те меры господдержки, которые есть сегодня, и планы, которые заявлены в госпрограмме, — построить 1,5 тысячи гектаров теплиц — сохранятся, то в течение пяти лет мы полностью закроем свою зимнюю потребность по таким позициям, как помидоры, огурцы, салат. Безусловно, останутся овощи, которые нельзя вырастить в защищённом грунте. Это баклажаны, кабачки, брокколи, лук, капуста. Технологии не позволяют нам сделать их качественными, соответственно, мы будем всё это импортировать, но в незначительном объёме.

Замечу, что сегодня мы выступаем за то, чтобы тепличные комплексы получили дополнительную поддержку в виде льготного тарифа на покупку электроэнергии, поскольку сами по себе они очень энергоёмкие. Потребление электроэнергии на один гектар — 2 мегаватта в час. Если мы построим 1,5 тысячи гектаров, потребуется 3–4 гигаватта. Для сравнения — один блок атомной электростанции вырабатывает 1 гигаватт. Согласно планам, которые я озвучил выше, нам нужно четыре таких, чтобы осветить всё тепличное хозяйство. Кстати, если переходить на понятный для потребителя язык, то в каждом огурце и помидоре, который выращивают в теплице, 35% его стоимости — это стоимость электроэнергии, которую мы оплатили. В последнее время рентабельность в тепличном овощеводстве сильно снижается. Но если мы всё же добьёмся того, чтобы тепличные комплексы смогли получать энергию не по 4–5 рублей, как сейчас, а примерно по 2, то, без сомнения, сможем построить запланированные 1,5 тысячи гектаров новых теплиц.

— Как введение эмбарго на турецкие овощи и фрукты отразилось на ценах?

— Средний рост цен не превысил 10–15%. Текущая ситуация стабильная, никакого дефицита продукции не наблюдается. Более того, цены начали потихоньку падать из-за сезонности.

Напомню, что серьёзным ограничителем для роста цен является потребительский спрос. Приведу простой пример: если помидоры будут стоить выше 200 рублей, то люди перестанут их покупать. Зачем покупать овощи, когда за такую же стоимость можно приобрести килограмм мяса?

— Насколько снизятся цены этим летом?

— Каждый год мы имеем примерно одну и ту же динамику. По данным Росстата, в 2015 году максимальная оптовая цена на огурцы зимой была 140 рублей. Минимальная стоимость в сентябре — 25 рублей. У капусты эти показатели были — 28 и 10 рублей соответственно. Сейчас мы примерно теряем каждый месяц 10% от цены, и так будет продолжаться до октября, потом цены снова начнут расти.

— А что вы скажете по поводу качества турецкой продукции, почему в последнее время у Россельхознадзора было очень много нареканий в её адрес?

— На самом деле ситуация не нова. Имея доминирующее положение на нашем рынке, Турция злоупотребляла им и позволяла себе использовать запрещённые химикаты и пестициды. Когда встал вопрос о введении эмбарго, наш союз сразу сказал, что качество овощей и фруктов на российских прилавках улучшится.

В настоящий момент совместно с Министерством сельского хозяйства мы работаем над тем, чтобы усилить контроль на границе в целом по всем странам. Увы, в 2011 году были упразднены полномочия Россельхознадзора по контролю остаточного содержания агрохимикатов и пестицидов во ввозимой продукции. Национальный плодоовощной союз выступает с инициативой вернуть утраченные полномочия. Думаю, что от этого выиграют не только потребители, но и производители. Согласитесь, очень важно, чтобы на российском рынке была добросовестная конкуренция, но как этого добиться, если мы выращиваем всё по нормам и требованиям, установленным в России, а иностранные производители — нет?!

— На что обращать внимание при выборе овощей и фруктов?

— Я всегда рекомендую и буду рекомендовать отдавать предпочтение отечественным овощам. Аргументы простые: контроль отечественной продукции эффективней. Искушений у наших производителей меньше, ведь реализовывая некачественную продукцию, они рискуют потерять свой бизнес. Более того, в последнее время пестициды, которые очень опасны для здоровья, не используются в тепличных комплексах. Для борьбы с вредителями применяют биологическую защиту, т. е. насекомых, которые их поедают. Это реально работает.

Также я бы обращал внимание на количество нитратов и нитритов, т. е. если у вас есть специальные приборы, используйте их. Особенно это касается зимних овощей. Все знают, что импортные помидоры могут лежать по несколько месяцев, и с ними ничего не происходит, это явный показатель того, что подобный продукт лучше вообще не есть.

Конечно, проще ориентироваться, когда товар упакован, вы можете посмотреть страну-производителя и сделать выводы, поэтому сейчас мы выступаем с инициативой, чтобы в сетевых магазинах обязательно на ценниках указывалась страна происхождения, когда овощи и фрукты не расфасованы, а просто лежат на полках. Эта инициатива поможет покупателю выбирать только качественную продукцию.