Дешевая, но ненужная. Почему Запад отказывается от саудовской нефти?

Европейские и американские нефтеперерабатывающие заводы отказались от закупки дополнительной саудовской нефти по сниженной цене, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на саудовских официальных лиц и предпринимателей. Россия же смогла перенаправить объемы черного золота в Китай, где после прохождения пика заболеваемости коронавирусом открываются предприятия и восстанавливается спрос на сырье.

   
   

Дешево, некачественно, не нужно 

В начале марта странам ОПЕК+ не удалось договориться о дальнейшем ограничении производства нефти. Тогда Саудовская Аравия пообещала нарастить добычу сырья и продавать его с рекордными скидками. Так, Королевство собиралось в три раза нарастить поставки в Европу. 

Но оказалось, европейцам саудовская нефть не нужна. И американцам тоже. Как пишет WSJ, на Западе спрос на углеводороды снизился. Эр-Рияду все сложнее найти новых покупателей, а покупателям все сложнее найти место для хранения топлива — хранилища переполнены. «Снижение стоимости нефти Саудовской Аравией было предпринято для того, чтобы занять долю России, особенно в некоторых странах Европы. Однако Россия смогла переправить европейские поставки в Китай, где спрос потихоньку восстанавливается», — отмечается в статье. 

По трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» РФ прямо сейчас прокачивает в Китай сырье марки Espo. Кроме того, Поднебесная закупает Urals — китайский трейдер Unipec приобрел 1,3 миллиона тонн.

Теперь для сохранения конкурентоспособности нефтепроизводителям Саудовской Аравии придется еще сильнее снижать цены на нефть. 

«Выстрелив из нефтяного ружья по России, Саудовская Аравия попала-таки по себе. И неудивительно, ведь саудиты, объявив об увеличении добычи углеводородов с целью выдвинуть Россию с энергетического рынка Европы, похоже, забыли учесть один немаловажный фактор: качество черного золота», — говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Дело в том, что саудовская нефть марки Arab Light по качеству хуже российского сорта Urals. У Arab Light содержание серы составляет 1,97%, выход мазута — почти 50%, тогда как у Urals эти параметры 1,2-1,4% и 43-44% соответственно. Собственно, поэтому Arab Light и ценится покупателями меньше, чем Urals, и продается с дисконтом к ней: ее труднее перерабатывать. 

   
   

«Одновременно в Саудовской Аравии упустили из виду, что для роста поставок нефти в Европу надо фрахтовать как можно больше танкеров, которые будут плыть туда не спеша. Вследствие ограниченности танкерного флота, необходимого для перевозки саудовской нефти, ставки на фрахт взлетели до небес», — напоминает Хазанов.

По данным агентства Bloomberg, из-за дефицита судов для транспортировки сырья производители нефти заплатят за их аренду в семь раз больше. Например, ценник аренды танкера для поставок в Китай теперь стоит 234 тысячи долларов в сутки. По данным Tankers International, компания Reliance Industries LTD для транспортировки сырья на запад Индии зафтрахтовала судно за 400 тысяч долларов в день. Кстати, в Индии из-за распространения коронавируса спрос на углеводороды тоже снизился. 

«Отмечу, что взять дополнительные суда для поставок нефти Эр-Рияду оказалось неоткуда, к тому же союзники Саудовской Аравии США еще в сентябре прошлого года сделали ей „прекрасный“ подарок, введя санкции против двух китайских перевозчиков — Cosco и Kunlun Holding. В январе 2020 года санкции в отношении Coscо были сняты, для Kunlun Holding — нет, и саудиты не смогли воспользоваться ее кораблями», — говорит Хазанов.

Кстати, насчет США. По словам эксперта, американцы стали отказываться от саудовской нефти по уважительной причине — в стране упал спрос на черное золото, а хранилища переполнены. Цены на американские марки нефти рухнули до небывало низких отметок 4-7 долларов за баррель. А швейцарский трейдер Mercuria Energy Group, работающий на рынке США, вообще готов платить 0,19 доллара за баррель нефти Wyoming Asphalt Sour, вывозимую из ее хранилищ. Проще говоря, производитель готов платить деньги тем, кто поможет ему с разгрузкой хранилища. 

Последний раз на американском рынке такое было в январе 2016 года, когда компания Flint Hills Resources соглашалась брать нефть марки North Dakota Sour с доплатой ей в размере 0,5 доллара за баррель.

Что будет дальше?

В ближайшее время мировые цены на нефть будут низкими, прогнозирует Хазанов. На сегодняшних торгах стоимость сырья марки Brent снизилась на 7,9%, до 22,97 доллара за баррель. Нефть сорта WTI впервые с 2002 года рухнула ниже 20 долларов за баррель. 

«Кроме Саудовской Аравии, обрушившей сырьевые котировки своими амбициями, на них давит Венесуэла, находящаяся под американскими санкциями и предлагающая „черное золото“ по стоимости ниже 10 долларов за баррель. А еще и США, пока еще не ограничившие добычу, хотя операторы трубопроводов уже стали просить об этом. Тем не менее я предполагаю, что рано или поздно США и Саудовской Аравии вместе с иными членами ОПЕК+ придется налаживать диалог с Россией и садиться за стол переговоров для стабилизации рынка: развязав нефтяную войну против России, они ее проиграли», — подчеркивает Хазанов.

Смотрите также: