Обманывать по мелочи
- Виталий Филиппович, известен тезис «рынок всё сам расставит на свои места»...
- Это верно, если мы имеем идеальный рынок, идеальный товар и идеального покупателя. А в реальной жизни либо у нас мало информации о товаре, либо она так или иначе искажена - рекламой, продавцом. Всё больше фальсификатов - сигареты из бумаги, пропитанной смолами, масло не из сливок, картофельные чипсы не из картофеля. Сейчас, например, на рынке очень много фальсифицированных лекарств - порядка 60%. И как их проверить? То есть утверждение, что рынок всё исправит, не соответствует реалиям. Рынок, наоборот, как правило, мотивирует обманывать. Не мошенничать или красть, а совершать мелкий обман потребителя, чтобы снижать издержки. Ведь побеждает тот, кто производит дешевле. В итоге конкурентоспособным оказывается некачественный, иногда даже вредный товар. Вроде китайских пластиковых игрушек.
- Значит, за бизнесом должно строго приглядывать государство?
- Нужна не столько полиция, сколько государственная система контроля качества. Должны быть системы стандартизации и сертификации. В любой отрасли должен быть регулятор. В его компетенцию может входить и контроль за ценами, поскольку у нас их часто завышают по сговору.
Этика необходима. Хотя бы для того, чтобы обман не становился нормой или, того хуже, доблестью. Как, например, вошедший в учебники по маркетингу трюк одной фирмы: ручки своих овощечисток эти фирмачи сделали коричневыми, чтобы хозяйки по ошибке выкидывали их вместе с картофельными очистками и покупали новые.
В России есть свои деловые традиции - и советские, и дореволюционные. Мы знакомы с ними по русской литературе - в пьесах Островского даже очень несимпатичные купцы не допускают мысли о том, чтобы нарушить «слово честное, купеческое». Конечно, сегодня не получится принять моральный кодекс продавца и чтобы завтра его все начали выполнять. Деловая этика сформируется нескоро.
Срок годности не ограничен
- Но рубль сильнее и этики, и контроля...
- Поэтому нужно сделать невыгодным производство некачественных товаров. Проблемы с качеством у нас начались после того, как в 2010 году отменили государственную систему контроля. Её надо вернуть. Системы контроля качества существуют во многих странах мира (см. инфографику). И хорошо работают. Вот я езжу на японской машине 2001 года выпуска, и в ней ничего не ломалось ни разу.
- Разве японцы не перестали выпускать долговечные изделия?
- «Вечные» - перестали, столкнувшись с падением продаж. Тут надо сказать ещё об одной особенности рынка: ему нужен постоянный оборот капитала, поэтому потребитель должен непрерывно покупать. Хотя технологии выпуска долговечных изделий существуют давно. Вот в американском городе Ливерморе в пожарной части уже больше 110 лет горит лампа накаливания. Самая обычная лампа!
Смотрите также:
- Эксперт о защите прав потребителей в России: «Жаловаться слишком дорого» →
- Новый закон о торговле: спасёт ли он от высоких цен? →
- Накажут торговую сеть — пострадает потребитель? →