В США магазины закрывают тысячами, в Западной Европе товары отдают с запредельными скидками — только бы купили. Розничная торговля оказалась во всём мире под сильнейшим ударом. В России в «нокауте» пока лишь несколько торговых компаний. Но чего ждать в ближайшем будущем?
Первые тревожные звоночки от продавцов, которые во все времена жили отлично, появились осенью прошлого года. Тогда сразу несколько крупнейших сетевых магазинов, расположившихся по всей стране, неприятно удивили полупустыми полками. Затем волна дошла до региональных сетей. В Курске и Воронеже, например, известная локальная сеть закрыла сразу несколько своих торговых точек. Причина везде одна: ритейлеры (предприятия, включающие в себя несколько магазинов) жили за счёт кредитных займов. Из-за проблем в банках закончились кредиты, и закупать товар стало не на что.
Кого в жертву?
— В 2009 г. рост доходов населения упадёт по сравнению с 2008 г. в четыре раза, — напугал „АиФ“ Максим Клягин, аналитик потребительского рынка. — Соответственно снизится и покупательская способность. В большей степени от этого пострадают продавцы непродовольственных товаров не первой необходимости. Рынки бытовой техники, дорогой мебели и одежды либо вообще не будут расти, либо уйдут в минус.
Без прибыли с продаж, без возможности взять кредит в условиях, когда импортные товары из-за падающего рубля дорожают, торговые компании просто прекратят делать закупки. А если и продолжат, то будут покупать более дешёвые и, как правило, менее качественные товары. К примеру, вместо итальянских сапог — китайские, вместо огромных плазменных панелей — бюджетные средние.
О возможности сужения ассортимента говорят даже крупные продавцы продуктов и товаров первой необходимости.
— Это нормальная реакция на происходящие процессы, — объяснил „АиФ“ Илья Белоновский, исп. директор Ассоциации компаний розничной торговли. — Даже раньше 50 видов минеральной воды или 30 видов подсолнечного масла были лишними, а уж сейчас — тем более.
Так что не исключено, что через год-два ближайший к дому супермаркет встретит вас картинкой из советского прошлого: томатный сок в трёхлитровых банках, батарея бутылочек с духами а-ля «привет от прабабушки» и одинаковыми бесформенными платьями в унылый цветочек.
Кто выживет?
Однако есть все основания надеяться, что подобная метаморфоза не произойдёт хотя бы с большими торговыми компаниями. В список системообразующих предприятий РФ, который был утверждён Правительством РФ в конце декабря 2008 г., вошли 7 крупнейших ритейлеров («X5 Retail Group», «Магнит», «Дикси Групп», «Лента», «Седьмой континент», «Виктория», «Копейка»). Государство даст им денег (не в подарок, конечно). Кроме того, грядущие слияния и поглощения компаний дадут возможность сильным участникам рынка, скажем мягко, скушать слабые компании, благодаря чему сотрудники проблемных магазинов останутся при работе, а покупатели — при товарах.
Что касается средних и маленьких магазинов, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, они мало пользовались кредитными средствами, поэтому не страдают от их отсутствия. С другой — снижение покупательского спроса и удорожание импортных товаров ударит по ним сильнее, чем по большим и сильным компаниям, которые смогут удержаться за счёт товаро-оборота. В Екатеринбурге в конце 2008 г. из-за нерентабельности закрылось сразу 10 небольших магазинов (среди них — торгующие бытовой техникой, стройматериалами), а по стране — намного больше.
Бизнесмены, занимающиеся торговлей, всеми силами пытаются выжить. Как рассказал «АиФ» Владислав Корочкин, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», уже есть примеры, когда владельцы небольших магазинов, чтобы сэкономить, вспоминают своё «челночное» прошлое и, отказавшись от услуг посредников, сами едут за товаром в Турцию или Китай. Для покупателя это значит только одно — импортные товары в этих точках подорожают, но не так сильно, как в случае, если бы шли через поставщиков. Если никакие ухищрения не помогут и предприниматель всё-таки свернёт бизнес, для покупателей это пока тоже на пользу. Стремясь как можно скорее освободить помещение, магазины и отделы будут устраивать тотальную распродажу, на которой можно будет купить даже высококачественные вещи за полцены.
Смотрите также:
- Переоценка ценностей. Куда москвичам жаловаться на подорожание продуктов →
- Как нас обманывают в супермаркетах? Исследование «АиФ» →
- Из-за жары российские магазины меняют ассортимент →