Но, конечно, лишь для простых людей. Экономисты начинают говорить о возможности их возникновения заранее, руководствуясь понятными им закономерностями. Но никому не хочется думать о плохом. Люди, вспоминая, сколько негативных прогнозов не сбылось, надеются — «авось, пронесет и сейчас». А верить «предсказателям» начинают уже после того, как все случилось — искренне удивляясь, почему не прислушались к ним заблаговременно.
О возможности наступления нынешнего кризиса тоже говорилось немало — еще в начале XXI века нас предупреждали, что «тучные» времена обязательно сменятся «тощими». Когда и почему это произойдет и, главное, чем обернется для россиян, версий было хоть отбавляй. Посмотрим, насколько предсказатели попали «в яблочко».
Начнем с прогнозов российских экспертов. Они не всегда точны в сроках и определении причин кризиса, но щедры на сценарии его дальнейшего развития. Еще в 2003 г. бывший экономический советник Бориса Ельцина Михаил Хазин и доцент МГУ Андрей Кобяков издали книгу «Закат империи доллара и конец Pax Americana» (лат. «американский мир»). Экономисты предположили, что главной причиной кризиса станет чрезмерное стимулирование потребительского спроса и неконтролируемая эмиссия доллара. В конце концов, американский мир со своей экономикой потребления рухнет, доллар утратит глобальное значение, и в мире появятся зоны региональных валют — евро, рубля, юаня, возможно, иены и динара. Россию, как и многие другие страны, на этом фоне ждет резкое падение уровня жизни, сравнимое с началом 90-х годов. Сейчас кризис только начинается, считает М. Хазин, и те, кто говорят, что в 2009 г. он закончится, в корне неправы.
Охотнее всех о кризисе говорили либералы. В 2006 г. глава Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар заявил, что в течение ближайших трех-четырех лет в России существует угроза банковского кризиса. Она повысится, если мировые цены на нефть упадут: в свое время именно удешевление энергоносителей стало причиной развала Советского Союза. По мнению Гайдара, вероятность кризиса усилит и предоставление госбанками крупных кредитов госкомпаниям. Как мы видим сейчас, роковую роль сыграло не это, а чрезмерное увлечение компаний «дешевыми» западными займами, по которым теперь приходится платить государству. Говоря о перспективах, экономист предположил, что накопленных государством денег хватит на спокойное «разруливание» ситуации в течение пары лет. Но надо помнить, что при падении цен на нефть до 25 долларов за баррель могут возникнуть «тяжелые последствия с бюджетом, с платежным балансом, поддержанием стабильности национальной валюты», — говорил Е. Гайдар. Что ж, «фора» в 15 долларов за баррель у нас пока есть...
А в начале прошлого года кризис России предсказал тот, кто традиционно во всем виноват — тогдашний глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. Из-за мировых финансовых проблем торговый баланс ухудшится, поток инвестиций сократится, говорил он. При таком раскладе у власти появится соблазн обвинить во всех смертных грехах Запад и по максимуму «закрыть» экономику, предположил Чубайс. Это, в свою очередь, может привести страну к катастрофе, добавил он. Есть и другой сценарий — надо восстановить базовые принципы либеральной экономической политики. Такие меры уже были предприняты в 90-х годах и в первой половине 2000-х, когда формировался стабилизационный фонд, напомнил экс-«главный энергетик». Какой путь будет выбран — зависит от госчиновников, подытожил он. Пока, как мы видим, оба варианта далеки от реальности.
Одним из наиболее прозорливых российских бизнесменов оказался председатель совета директоров ЗАО «Национальная Резервная Корпорация» Александр Лебедев. В конце 2007 г., когда его коллеги по цеху говорили лишь о грядущем успехе, он заявил:
— В наступающем году, увы, есть вероятность того, что Россию накроет вторая волна американского кризиса. Это приведет к усушке резервов ЦБ и Стабфонда... Самыми перспективными останутся сырьевые отрасли, в частности металлургия. Перегретыми я считаю строительство в Москве и ритейл: розничные сети и так стоят слишком дорого, а тут еще государство взялось регулировать, сколько должны стоить кефир или молоко.
Напомним, как раз тогда временно было введено госрегулирование цен на самые необходимые продукты.
Наиболее точно отражающими природу возникшего кризиса можно считать прогнозы американских финансистов. Так, в 2006 г. Джордж Сорос заявил, что уже через год экономике США может грозить рецессия в связи с резким обвалом цен на недвижимость. По его мнению, американский рынок недвижимости достиг своего предела, и, «если он продолжит остывать, тогда можно ожидать жесткого приземления». При этом, по его словам, Америке не смогут помочь ни европейские страны, ни азиатские правительства.
Миллиардер Уоррен Баффет еще в 2003 г. заявил, что главную опасность для финансовых рынков представляет чрезмерное увлечение ценными бумагами, оторванными от реальной стоимости компаний. Эта система, по сути, является «пирамидой», но инвесторы, привлеченные перспективами сногсшибательного дохода, недооценивают риски. Кстати, «первый звоночек» прозвенел уже тогда — корпорация Enron, чье громкое банкротство пришлось на начало 2000-х годов, вкладывала деньги именно в эти не имеющие реального обеспечения бумаги. Несмотря на это, банки продолжали вкладываться в них, упирая на то, что их бизнес стабилен. Как мы видим, стабильность эта была лишь до поры до времени.
Еще за год до начала кризиса, осенью 2007 г., бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен сравнил ситуацию на финансовых рынках с той, что складывалась накануне кризисов 1987 и 1998 годов. Впрочем, все кризисы похожи, считает он. Увы, «человечество так и не научилось бороться с пузырями». К их образованию приводит эйфория инвесторов, жаждущих легких денег, а к сдуванию — страх потерять их. Гринспен верно предсказал, что причиной нынешнего краха станет кризис неплатежей по высокорискованной ипотеке в США. Американский кризис потянет за собой все торговые площадки мира, сказал он — и был прав.
А чаще всего ошибаются астрологи, что, впрочем, неудивительно. Предсказать финансовый кризис несложно — рано или поздно он произойдет. На причинах тоже можно не заострять внимание — не этого ждут обыватели, являющиеся главной аудиторией прорицателей. А вот сроки начала краха им важны, и тут можно попасть буквально «пальцем в небо», особенно, если не знаком с экономической теорией. Астролог из Нью-Йорка Генри Вайнгартен слишком поторопился, предсказав, что масштабный экономический кризис случится в течение трех месяцев после мартовского затмения 2007 г. В это время, как мы помним, мировая экономика все еще была «на подъеме».
Масштабный обвал начался примерно в середине 2008 г. Российский астролог Павел Глоба, наоборот, «отложил» кризис до 2010-х годов нашего столетия. По его мнению, преодолеть спад России удастся не раньше 2019 г., зато для нас это будет последний системный кризис. Надеемся, что первое произойдет значительно раньше, а второе — пусть просто сбудется. Невзирая на теорию об экономических циклах.
Смотрите также:
- Рост цен на нефть не сулит российской экономике выход из кризиса — эксперты →
- Что будет с долларом в ближайшее время? →
- «Кризис в России достиг своего пика» →