Кто хозяин?
Из оставшейся части почти 20,5 млн га зарастают лесом или заболачиваются. Во многом из-за потери земель, сокращения сельскохозяйственного производства у нас дорожают продукты, а в отличие от среднего жителя западных стран средний россиянин тратит на еду не 10-20, а 40-45% своего дохода.
При этом земля в стране контролируется бюрократией. В государственной и муниципальной собственности находится 92% всех земель, причём более половины... не разграничены между уровнями власти и, по сути, не могут легально использоваться. С частной собственностью тоже не всё ладно: средний возраст собственника земельного надела (они появились при приватизации сельхозпредприятий в 1990-е годы) составляет 66 лет, и многие участки не обрабатываются.
Не обеспечив нормального доступа производителей к земле, не наведя порядок в юридических вопросах и главное - не преодолев бюрократический произвол, нельзя развить в России сельскую экономику. Задача же эта крайне важна, так как без населённой и продуктивной сельской местности гигантские территории страны превращаются из стратегического преимущества в сущее проклятие. Нужно поддерживать коммуникации, сохранять земельные ресурсы, наконец, выплачивать социальные пособия «высвобождённым» работникам (сегодня в сельскохозяйственных предприятиях занято менее 1,5 млн человек, тогда как в начале 1990-х их было более 10 млн). Стране нужны подлинная частная собственность на землю и меры по поддержке работы на ней. Прорыву на этом направлении помогут три меры.
Во-первых, передать бóльшую часть земель в зону ответственности муниципальных властей. Это облегчит операции с землёй, сократит количество бюрократических инстанций, которые крестьянам приходится проходить для оформления документов. Но главная цель в том, чтобы появился субъект (муниципальная власть), заинтересованный в эффективном использовании земли (в большинстве государств налоги на собственность составляют основу местных бюджетов). В этом же контексте нужно принять все меры для изъятия у неэффективных собственников необрабатываемых земель или установления таких местных налогов, которые вынудят их продать эти участки.
Накормим соседей
Во-вторых, необходима мощная госпрограмма развития сельского хозяйства. Есть мнение, что она невозможна из-за вступления нашей страны в ВТО. Однако участие в этой организации позволяет оказывать аграриям намного большую поддержку, чем сейчас. ВТО открывает не только наш рынок для импортной продукции, но и европейские рынки для нашей. В мире велик запрос на органическое земледелие. Рынок «чистых» продуктов составляет сейчас более $100 млрд и растёт на 20-25% в год. В России есть земли, необходимые для такого производства, и (что в данном случае плюс) почти два десятилетия крайне низкой химизации почв. При должных мерах поддержки Россия сможет занять 10-12% мирового рынка органических продуктов в ближайшие 5-6 лет.
В-третьих, необходимо сломать систему снабжения, в которой доминирующую роль играет не производитель, а перекупщик. Решение не может сводиться к созданию ярмарок выходного дня или выделению отечественным производителям мест на контролируемых этническими группировками рынках. Следует создать около российских городов-миллионников центры, куда производители свозили бы продукцию и продавали оптовикам по конкурентным ценам. Французский опыт (под Парижем оборот такого оптового рынка составляет €9 млрд в год при 18 млн клиентов) показывает, что такая организация крайне эффективна и что только она может соединить производителя и конечного покупателя.
Сегодня власти ищут в российской экономике новые «точки роста». Убеждён, что одна из них - это ускоренное развитие нашего сельского хозяйства. Развитие, на пути которого сейчас есть только одно препятствие, и состоит оно отнюдь не в злой воле «заправил» ВТО, а в бездушии, неэффективности и коррумпированности отечественной бюрократии.
Другое мнение:
Владислав Иноземцев: Занимайте пустые участки! - Значительная часть сельскохозяйственных угодий |
||||