Герман Греф: От вступления в ВТО Россия пока только теряет

Председатель правления «Сбербанка» Герман Греф. Фото: РИА Новости

Мы, наконец, получили правила, по которым нам нужно играть в эпоху глобализации. Деятельность Всемирной торговой организации (ВТО) можно критиковать, но это правила игры, по которым России придётся играть. Всегда самые лучшие сравнения – это сравнения со спортом. Раньше мы играли в дворовой команде, а сейчас нам предложили Олимпийские игры. И подчеркиваю, хотим мы этого или не хотим, нам придётся конкурировать на международном пространстве. Мир уже играет по правилам ВТО. Россия – 136 страна вступившая в ВТО. 135 стран уже входили в её состав, поэтому у нас фактически не оставалось выбора.

   
   

Господин Лами (Паскаль Лами, гендиректор ВТО – ред.) сказал нашим министрам: «Вы всё время рассуждаете о ВТО, как о чём-то в будущем. Вы уже там». Мне можно задать вопрос министрам? Сколько часов вы потратили на изучение правил ВТО? Я 8 лет занимался этим вопросом. Правила ВТО – это 47 тысяч страниц документа. Базовое соглашение – 600 страниц. Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО.

Вернёмся к сравнению со спортом. Наш самый конкурентный вид спорта – хоккей. Представьте, что мы выпускаем нашу хоккейную сборную, не объяснив ей правила игры в хоккей. Просто говорим: побеждает тот, кто больше всех забросит шайб в ворота противника. Что происходит в этом случае? Первое, что мне хочется, спрятать эту шайбу куда-нибудь подальше и доползти до ворот противника, чтоб её туда засунуть. Это то, что мы сейчас делаем с ВТО. Мы ещё не ощутили, что мы уже на хоккейной площадке. И мы вообще не знаем правил, по которым нам предстоит играть. В голове мы ещё не в ВТО. Вопрос: где мы в нашей голове? Оставляю его открытым. Но отсюда начинается всё остальное.

В глобализации, так же, как и в конкуренции, побеждают сильнейшие. Одна из самых больших мировых проблем – раскол общества. Глобализация способствует тому, что сильные и богатые выигрывают, а слабые становятся ещё слабее и беднее. Но глобализация – процесс неотвратимый. Поэтому надо честно сказать, что и правила ВТО, и правила других международных организаций, например Всемирного банка, заточены, чтобы выигрывали страны, которые находились в них с самого основания – они взяли на себя меньше всех обязательств. Поэтому Россия и вела переговоры дольше всех (18 лет – ред.). Поэтому наше соглашение с ВТО такое всеобъемлющее. Поэтому мы провели переговоры с 86 (!) странами (прецедентов в мире не было; второе место у Китая – с 65 странами).

Раз мы начинаем играть на всемирных Олимпийских играх, то наша конкурентоспособность должна быть ещё выше. Как этого добиться? Только за счёт создания самых качественных условий конкуренции внутри. И помощи в создании предприятиям таких же условий, по которым играют их конкуренты. А эти правила не всегда означают, что все равны. Очевидно, что развитые страны, США, Европа создают громадное количество преференций для своих компаний.

Вопрос: мы приобретаем на мировых рынках или теряем? Ответ: теряем. Потому что мы приобретали все эти годы только за счёт сырьевого экспорта. По всем остальным позициям мы теряем. Можем мы дальше наращивать объём нашего сырьевого экспорта? Нет. Падение темпов роста нашего ВВП в прошлом году, в этом и в следующем – одна из ключевых проблем. Это означает, что на повестку дня выходит новая ситуация для нас для всех: наращивание конурентоспособности во всех сферах. В первую очередь, речь идёт о качестве госуправления. Потому что глобализация приводит к конкуренции государств. Конкурентоспособность правительств становится первой компетенцией, которая будет во многом определять все остальные качества страны. Здесь много факторов, но всё сводится к одной простой вещи – конкурентоспособность человека. Поэтому во главу угла мы должны поставить качество образования, начиная с детского сада. Детский сад – самая важная ступень в обучении человека.

У нас много теоретиков, которые пытаются искать третий путь для нашей страны (потому что первых двух не знали). Есть большая проблема – мы не знаем лучшей мировой практики, мы не обладаем тем объёмом знаний, который доступен мировому рынку, и пытаемся изобретать какие-то ноу-хау. Да, иногда двигаясь в Индию, можно открыть Америку. Но такое происходит крайне редко. В 99 % случаев ты забредаешь не туда. Сегодня, в век GPS, плутать – непроизводительная потеря времени.

   
   

2010–2012 годы показали, что финансовая деятельность является для России одной из самых потенциально конкурентоспособных. Это обусловлено наличием в этой сфере большого количества игроков и их относительно небольшой концентрацией. У нас есть большие игроки, как Сбербанк, например. И упаси Господь Бог, этим большим банкам помогать. Нужно помогать тем, кто начинает. Крупным игрокам помогать не надо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: