В прошлых номерах «АиФ» рассказал о том, как мир загнал себя в долговую яму и что предпринимают правительства США и Европы, чтобы выкарабкаться из неё. В каком состоянии перед возможной новой волной экономического кризиса находится российская экономика?
Пойдём по миру?
На первый взгляд у нас всё не так плохо, как в ЕС и США. В 2011 г. рост экономики РФ составил 4,3%, уровень безработицы — 6,6%. У нас низкий госдолг (10,4% от ВВП), а объёмы золотовалютных резервов — на
Однако вся эта относительная стабильность обеспечивается благодаря поступлениям нефтедолларов в бюджет РФ.
Получается, Россия сейчас в точно такой же ситуации, в какой была накануне кризиса 2008 г. Только зависимость от нефтяной иглы выросла ещё больше! В 2010 г. доля топливно-энергетического комплекса в экспорте составляла 67,6%, в 2011 г. — уже 69%, а доля сырьевых доходов в бюджете опять достигла 50%, как до кризиса.
Нефть за 300 долл.?
К счастью, предпосылок для резкого снижения цен на нефть на мировом рынке сейчас нет.
С одной стороны, огромные поступления нефтедолларов в бюджет пагубны для России, так как сильно расслабляют (зачем что-то менять, если денежки и так текут). С другой стороны, их грамотное использование может помочь слезть с нефтяной иглы.
— Главное — не наращивать вложения в американские ценные бумаги, как делали некогда, — предупреждает А. Пасечник. — В результате эти же деньги придут к нам в страну в качестве кредитов, но уже под более высокий процент. На мой взгляд, их можно было бы направить в агропромышленный комплекс. В результате мы бы и себя обеспечили качественными продуктами, а не генно-модифицированной заразой, которая импортируется в страну, и на мировой рынок смогли бы их поставлять. Главное — контролировать расходование средств, давать их не госкорпорациям, а напрямую производствам посредством кредитов.
Для нас прекращение строительства новых «сырьепроводов» может тоже стать первым шагом ухода от экономики сырьевого типа. Параллельно нужно развивать инновационный сектор экономики. Но это не «Сколково» и не планшетные учебники. Инновационная экономика может развиваться только в условиях конкуренции, а у нас пока успех на рынке того или иного бизнеса зависит от дружбы с губернатором. О том, что именно чиновники мешают развитию конкуренции, свидетельствуют и данные Федеральной антимонопольной службы.
P. S. Сырьевая зависимость — главная, но не единственная проблема российской экономики. В ближайших номерах «АиФ» мы расскажем о других болевых точках и методах их лечения. Приглашаем к этому разговору и вас, уважаемые читатели. На какие отрасли России нужно сделать ставку? По каким направлениям мы можем совершить настоящий прорыв? Ждём ваших откликов.
Читайте также
Евгений Примаков: экономика России была обречена задолго до кризиса
В поисках «Сколкова»: насколько реален российский инновационный проект?