Интересно, а может ли тот же эффект сработать наоборот? То есть помочь тем, кто утверждает, что кризису конец, во всяком случае в России?
О пользе стресса
«AиФ»: — Святослав Всеволодович, если все СМИ хором скажут, что кризис закончился, это будет иметь эффект?
Святослав Медведев: — Да, но не 100%-ный. Вообще само наличие кризиса — вопрос спорный. Кризис — это когда у людей нет денег даже на бензин, как в 1998 г. А в Москве пробки меньше не стали. Тогда в чём его проявление? В том, что разбалованные предприятия вместо 200%-ной прибыли стали получать 10-15%, как в Европе? Или в том, что у компаний появилась возможность избавиться от неугодных сотрудников, а остальным снизить зарплаты? В России — да. У нас кризис стал выгоден, например, тем, кто под его прикрытием может закрыть проекты, приносящие мало откатов, но много мороки. И пока есть возможность зарабатывать на кризисе, те, кому он выгоден, будут делать всё, чтобы он не закончился.
«AиФ»: — Правда ли, что стресс парализует работу мозга? Отсюда и беспомощность финансовых прогнозистов...
С. М.: — Говорят, Наполеон проиграл битву под Ватерлоо вообще из-за банального насморка. Стресс же — проблема посерьёзнее. А если говорить о прогнозистах, то... да знают они всё, мне кажется. В беседах друг с другом уж точно лапшу на уши не вешают. Только говорить об этом в прессе им надо осторожно, ведь правда может кому-то помешать заработать миллионы и даже миллиарды.
«AиФ»: — А может, немного кризиса — это вовсе не плохо? Ведь, к примеру, в Швеции людям стало настолько хорошо и спокойно, что они перестали рожать детей...
С. М.: — Да, у стресса есть и плюс. В одном зоопарке пытались развести тигров в неволе. Тщетно. Тогда они стали их кормить только раз в неделю, но до отвала. И у них появились тигрята. Есть и другой пример. Причина неэффективности советской экономики заключалась в том, что с одного предприятия за пьянку выгоняли, а этот уволенный сразу устраивался в другое место. Тогда никто никому не дышал в спину, не было конкуренции и необходимости выживать. А вот когда жена говорит: смотри, сосед купил своей норку, а ты мне даже на овчинку не наскребёшь, тогда мозги начинают работать, а следом за ними и экономика всей страны. А в Швеции сильная соцподдержка, у людей нет страха потери работы, нет необходимости в таком тыле, как брак. Это, а не только жилищная неустроенность, как у нас, одна из причин их демографического спада.
Об оружии и социализме
«AиФ»: — Ходят разговоры про информационное оружие, созданное специально для антикризисных целей: оно превращает людей в единую безвольную массу, которой легче управлять. Бред?
С. М.: — Это не бред. Только это оружие не автомат или пулемёт — пощупать его нельзя. Это набор слов, способов подачи тех или иных событий и т. п. С помощью информационного оружия Геббельс превратил богобоязненную нацию в зверей. Такая обработка масс избавляет власть от вопросов типа «почему надо голосовать за этого, а не за того — чем он лучше?» и «почему начальник до сих пор сидит в своём кресле, если у народа крыши протекают?». Любому правительству проще «заткнуть народ варежкой», чем разбираться в правовых механизмах. Кстати, лозунг «хлеба и зрелищ» успешно работал уже в Древнем Риме. Он же участвовал и в его крушении. К слову, нам в этом плане повезло — у нас хоть как-то законы сейчас начинают работать. Обвинять власти в том, что они используют радио, ТВ и т. д. в своих целях, не совсем верно. Может, с этим трудно согласиться, но все они живые люди и хотят воспользоваться своим статусом, чтобы сделать хорошо своей семье, друзьям. Это биологически заложено. Нельзя требовать, чтобы все чиновники вдруг стали альтруистами. Другое дело — чтоб при этом не навредить остальным. А для этого надо искоренять психологию временщиков — «после нас хоть потоп». Власти нужны противовесы в виде оппозиции и общественного мнения.
«AиФ»: — Почему в капстранах, в той же Швеции или Англии, признаков социализма намного больше, чем у нас — тех, кто его целенаправленно строил? Может, у нас с мозгами не всё в порядке?
С. М.: — Потому что социализм не может быть, извините, с голой задницей. Маркс правильно писал — должен быть высокий уровень производительных сил. А для этого надо дорасти. На пустом месте много и качественно работать никто не сможет, даже если захочет. Нельзя людей выворачивать наизнанку. Это лишает общество естественного биологического поведения. Все эти новомодные политкорректность и толерантность ведут не то что к удалению от социализма, а ещё дальше — в каменный век. Нельзя установить порядок со словами «извините, перестаньте брать взятки, пожалуйста».
«AиФ»: — А кому эту производительность труда устанавливать, если все учатся работать языком, а не руками?
С. М.: — Это тоже надо, только не сейчас, а в будущем — чтобы не было перепроизводства. Великая американская депрессия была побеждена именно благодаря ставке на нематериальное — развитие науки и военного комплекса. Пощупать их было нельзя. Но все были заняты делом.
О шоколаде
«AиФ»: — У трудоголиков на столах постоянно лежит шоколад. Говорят, для мозговой деятельности полезно. Это так?
С. М.: — Нет. Просто мы едим что придётся, без конца получаем дозу стрессов. Вот и заедаем шоколадом — он на время стимулирует приток хорошего настроения. А потом вся гадость в нас накапливается, и мы начинаем сильно болеть. И уже не можем столько работать. И уже никому не нужны. У нас работа строится неправильно. На Западе ведь как? Время ланча — святое. Офисы пустеют, потому что в других офисах тоже никого, так что вести переговоры не с кем. А мы сидим до ночи, потому что на нас экономят, людей больше не набирают. И мозг постоянно работает в аварийном режиме.
«AиФ»: — Может, у наших детей будет иначе? Ведь они вроде умнее нас...
С. М.: — Тогда вы умнее Аристотеля?! Нет, дети не умнее нас, а мы не умнее наших родителей. Да, с совершенствованием бытовой техники женщины стали самостоятельнее. Да, изобрели чудо-компьютеры. Но зато наши предки умели различать следы зверей, а мы — нет. Наш мозг работает так же, как и в Древнем Египте, — выдаёт агрессию на неполадки и несогласованность, радуется хорошему и придумывает новое. К слову, у нас есть шанс поглупеть: мы перестали читать, а значит, вот-вот перестанем думать — будем заглатывать готовые образы, придуманные за нас телевидением.
Досье
Святослав Медведев родился в Ленинграде в 1949 г. Сын академика РАН Натальи Бехтеревой. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Женат, есть дочь и внучка.
Смотрите также:
- Исповедь бизнесмена, ч. 2. Почему я веду бизнес так, как хочу →
- Мария Голованивская: Сытый за голодного не митингует? →
- Кризис доверия. Почему россияне не едут в деревню →