Ни о каком «украинском сценарии», когда на Новый год Россия закручивала все вентили, речи не идёт: последним западным союзником Москва дорожит больше, чем любым другим. Но и сохранять прежние порядки России очень не хочется: не та сейчас ситуация в экономике, чтобы содержать соседа.
Любовь и нефтепеработка
Проблема состоит в несовпадении российской и белорусской точек зрения на вопрос льгот. Обе стороны согласны с тем, что Москва любит Минск и готова поставлять ему энергоносители по скромным, можно даже сказать смешным ценам. Минск тоже любит Москву и готов эти энергоносители принимать. Но вот масштабы этой любви высокие договаривающиеся стороны трактуют различно.
В России полагают, что вполне достаточно поставлять Белоруссии столько льготной нефти, сколько ей нужно для обогрева и освещения. В Белоруссии полагают, что нефти должно быть несколько больше – чтобы хватало ещё и для переработки с последующим экспортом на Запад. Вот, собственно, и всё расхождение во взглядах. Но его масштабы велики – переработанная российская нефть составляет треть всего белорусского экспорта. А Россия фактически субсидирует братьев по крови: белорусские нефтепродукты в итоге оказываются дешевле российских. Хотя у самой Белоруссии нефти почти нет: добыча в полесских месторождениях в районе Речицы не превышает 1,5 млн тонн в год. Для сравнения, у России Белоруссия до последнего времени покупала в 14,5 раз больше.
Цифры пахнут нефтью
Строго говоря, вопрос идёт не о стоимости нефти, а о пошлинах на её экспорт, но они настолько велики, что существенно влияют на итоговую сумму. В 2007-2009 году Россия поставляла Белоруссии нефть, взимая лишь треть официально установленной пошлины – точнее, коэффициент постепенно рос от 0,293 до 0,356. Предложение России на 2010 год звучит так: коэффициент будет нулевым (то есть нефть пойдёт в Белоруссию по очень низкой цене), но только на 6,3 млн тонн. Именно это количество необходимо белорусам для внутреннего потребления (с учётом нефти, добываемой в районе Речицы). Всё, что свыше – с полной уплатой пошлины, $267 за тонну. А это, на минуточку, более 4 миллиардов долларов за оставшиеся 15,2 миллиона тонн (всего белорусы рассчитывают закупить в России 21,5 млн тонн). При старом коэффициенте пошлина на всю нефть составляла бы $95 за тонну, и суммарно Белоруссия заплатила бы лишь 2 миллиарда долларов пошлины.
Таким образом, переговоры вертятся вокруг кругленькой суммы в 2 миллиарда – это более 3% ВВП Белоруссии. Гордящаяся своими экономическими успехами страна на деле находится в нелёгком положении, и безболезненно пожертвовать такой суммой не может. Разумеется, Запад с огромным удовольствием выдаст Минску кредит на любую нужную сумму, но, во-первых, кредит отличается от низкой пошлины тем, что его нужно отдавать, а во-вторых, получение любых западных денег будет увязано для Белоруссии с гарантиями либерализации политической системы. На это Александр Лукашенко, уже готовящий себе преемника в лице собственного сына, идти не готов.
На переговорах 30-31 декабря и 6-7 января стороны сблизили свои позиции, однако не настолько, чтобы подписать документы. Белоруссия согласна беспошлинно закупить 8 млн тонн нефти, а остальное – на условиях «в духе создания Таможенного союза». То есть, опять же, на льготных.
Прикупить нефтяной заводик
По мнению экспертов «Коммерсанта», истинная причина конфликта не столько в самой нефти (укол в $2 млрд российские налогоплательщики как-нибудь переживут), сколько в интересе России к белорусским нефтеперерабатывающим заводам. Многие полагают, что как только Лукашенко допустит россиян к приватизации государственных НПЗ, все спорные вопросы чудесным образом разрешатся. Однако лишаться активов, дающих серьёзный вклад в экономику, Минск не торопится и предпочитает действовать путём политического нажима. 30 декабря Александр Лукашенко озвучил угрозу выхода Белоруссии из Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Если это и впрямь произойдёт, ситуация на континенте изменится радикальным образом: вместо относительно мягкой, более-менее контролируемой Белоруссии Европа получит полноценное государство-изгой, союзника Венесуэлы, КНДР и Ирана.
Никому, кроме западных военных, которые получат очередные финансовые вливания, от этого лучше не будет. Договариваться надо, причём здесь и сейчас. Ссоры между сиамскими близнецами ещё никогда ни к чему хорошему не приводили.
Смотрите также:
- Константин Симонов: олигархов «напугали», и вкладываться в Родину они не хотят →
- Нефтяная угроза. Что будет с рублём после снятия санкций с Ирана? →
- 2017: от коллапса до взлёта →