Торговые сети загнали нас в угол?

Отечественный производитель загнан в угол. Возник барьер, который нельзя преодолеть старыми методами: рыночная сила торговых сетей переросла в настоящий диктат. И закон о торговле стал ответной реакцией правительства страны именно на эту ситуацию.

   
   

Но владельцы торговых сетей всё ещё надеются на то, что им удастся внести поправки в закон о торговле, которые позволят им и дальше создавать невыносимые условия для производителей, а значит, держать высокие цены для покупателей. Получится?

По ту сторону медали

Один из главных аргументов представителей торговых сетей: закон не о торговле, а о росте цен. Это, мягко скажем, неправда. Дело в том, что зачастую необоснованное давление торговцев на поставщиков продовольствия увеличивало издержки последних, которые приходилось компенсировать ростом цен. В результате сложилась порочная спираль — торговые сети требуют всё больше денег (дополнительно к торговой наценке) от производителей и поставщиков, а те, в свою очередь, вынуждены повышать цены. Крайними в этом процессе оказываются потребители. Безусловно, цены в торговых сетях зачастую ниже, чем на рынках или в неорганизованной торговле, поскольку они лучше контролируют издержки. У них больше возможностей за счёт объёмов закупки получать большие скидки от производителей. Однако никем и ничем не контролируемая обратная сторона этой медали — большая рыночная власть по отношению к производителям и поставщикам, порождающая злоупотребления, толкает цены вверх.

Ещё 4 года назад президент и правительство дали задание разработать более справедливые условия работы торговых сетей с поставщиками. С тех пор противники этого новшества всеми путями пытались замылить, заболтать, даже подменить неким кодексом добросовестных практик (согласно ему торговцы должны были заняться самовоспитанием). Самовоспитания не получилось да и не могло получиться, в отсутствие закона и санкций этого не удалось сделать даже в любительнице правил — Англии. Накал страстей напоминал экономическую битву века.

«Оттенок кошмара»

В существующем виде законопроект о торговле оставляет только один бонус для торговых сетей — за объём продажи: продал больше — получи скидку. Согласитесь, справедливо. Однако производители и поставщики настолько не доверяют торговым сетям, что предлагают и здесь установить максимальный размер этого бонуса. Чтобы сети получали свою премию, продав вместо 100 яиц тысячу. А получать денежное поощрение от производителя за 100 яиц, продажа которых магазину не стоила никаких усилий, согласитесь, не очень правильно. Конечно, любые, даже самые благие пожелания с помощью нехитрых манипуляций можно довести до абсурда. Но мы рассчитываем на здравомыслие представителей торговли.

Владельцы торговых сетей любят «оттенки кошмаров». Даже после того как отказались от идеи ввода прямого регулирования цен (хотели разрешить лишь 25% наценки от цены реализации первому оптовому покупателю), торговцы всё равно жалуются. Принятое решение, на мой взгляд, абсолютно верное. Поскольку реального уменьшения цен можно добиться только за счёт снижения барьеров доступа на рынок, стимулирования и поддержки производства потребительских товаров.

Важно: в законопроекте прописаны как меры поддержки и защиты торговых сетей от необоснованного давления региональных и местных властей, а также отдельных поставщиков, так и меры поддержки и защиты производителей продовольствия от различных злоупотреблений торговых сетей.

Есть ещё один камень преткновения — они его называют статьёй об ограничении развития сетей. Якобы сетям не разрешат строить новые торговые объекты, это приведёт к росту цен и лишит людей лучшего обслуживания и доступных продуктов. Это не так. На самом деле наша цель — сделать так, чтобы люди могли выбрать, в какой магазин они пойдут за покупками. А производители могли бы выбрать — кому поставлять свой товар. Тогда будут конкуренция и снижение цен. Но для этого нужно ограничение. Правильно, чтобы одна торговая сеть не занимала более 25% на локальном рынке. Тогда мелкий бизнес может вырасти в средний, а крупный начнёт строить новые объекты — в ранее «забытых» районах. Кроме того, это заставит торговые сети находиться друг с другом в постоянной конкуренции, а это прямое экономическое понуждение к снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Кстати, предложение о том, что большие магазины должны закрываться чуть ли не в 22.00, чтобы народ шёл за хлебом в более мелкие торговые заведения, не приняли. Так что никто не собирается ограничивать возможности потребителей. Наша цель — защитить слабых.

Развитие торгового законодательства — в начале пути. Требуется ревизия нормативно-правовых актов, касающихся торговли (их в России более 600). А если впоследствии торговые сети найдут новые способы необоснованного давления на производителя и повышения цен, в уже имеющийся закон всегда проще внести поправки.

   
   

Другое мнение. Ценник приказа не послушает

Лев Хасис, главный исполнительный директор компании X5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»):

11 ноября в Думе пройдёт второе чтение проекта Закона о торговле. В редакцию, представленную правительством, группа депутатов внесла поправки, которые могут существенно ухудшить ситуацию. И не столько для крупных торговых сетей, сколько для простых покупателей, а также маленьких и средних поставщиков и торговцев.

Читать далее >>

В «АиФ» № 44 мы изложили тезисы Т. Нижегородцева и Л. Хасиса на тему «Закон о торговле спасёт покупателя или поможет крупным сетям стать ещё богаче?» Голоса читателей на 18.00 2 ноября таковы:

  • 3465 человек высказались в поддержку позиции Тимофея Нижегородцева.
  • 7668 человек высказались в поддержку позиции Льва Хасиса.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Если вам ближе позиция Тимофея Нижегородцева, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-25*.

Если вам близка позиция Льва Хасиса, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-24*.

* Звонок по России бесплатный.

Смотрите также: