Москва, 16 июня – АиФ-Москва. Сильная позиция и «непереговорность» украинской стороны обусловлена летним периодом, когда страна не сильно нуждается в газе и может компенсировать недостаток за счет запасов и собственной добычи, рассказал АиФ.ru старший эксперт фонда Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
Эксперт сравнил ситуацию с газом сейчас и в 2009 году: «Сейчас ситуация существенно отличается от истории 2009 года, потому что тогда был сезон высокого спроса, потому что тогда был отопительный сезон и потребность в газе была многократно выше, она зимой в два-три раза превышает потребность, чем в летние месяцы. Соответственно, сейчас острой потребности в газе нет, и этим и обусловлена сильная позиция и непереговорность украинской стороны, потому что на протяжении лета Украина фактически может обходиться за счет внутренней добычи и самым минимальным образом отбирая газ из ПХГ. Фактически, если сейчас будет введено ограничение поставок на Украину, она может даже не прибегать к отбору газа, который идет к европейским потребителям, поэтому будет проблема иного рода – сейчас должна производиться закачка топлива в ПХГ в летние месяцы, чтобы в сезон высокого спроса был увеличены поставки из ПХГ Украины в стороны ЕС», - рассказал он.
По его словам, если хранилища сейчас не заполняются, то возникает риск перебоя поставок и недополучения газа в полном объеме в осенне-зимний период.
«Европейцы думают, чтобы не было проблем, решить газовый вопрос надо сейчас. Украина хочет получить максимально возможную скидку при этом действительно предлагая чрезвычайно низкую цену, которая не является рыночной и де-факто не может быть ни чем обоснованной, пользуясь своим транзитным положением и тем, что сейчас особо нет денег, чтобы заплатить», - отмечает Агибалов.
Эксперт считает, что риторика готовности к полному отключению газп возникла из-за чрезмерной мягкости российской стороны: «в апреле или мае «Нафтогаз Украины» существенно увеличил импорт природного газа и практически весь импортированный газ он направлял на закачку в ПХГ, чтобы гарантировать себе возможность существования в случае полного отключения».
Агибалов поясняет, что сейчас найти газ по реверсу дешевле 380 долларов за кубометр, как этого хочет Киев, будет просто нереально.
«Идея реверса существовала за счет большой разницы в цене, как это было место в 2013 году, когда российский газ поставлялся большую часть года по цене свыше 418 долларов. И тогда через контракт с компанией РВЕ были поставки по меньшей цене. Германия продавала Украине газ по цене порядка 393 долларов, то есть небольшая разница, прибыль от этих операций оценивалась на десятки миллионов. Но сейчас реверс тоже может осуществляться только по цене европейской плюс некоторые затраты на доставку и стоимость этих операций. Поэтому ниже 380 долларов найти газ будет практически невозможно», - считает он.
Кроме того, за реверсный газ придется быстро и своевременно расплачиваться, никто не потерпит ситуацию, когда месяцами нет оплаты, говорит эксперт.
«Какого-то масштабного реверса по сути быть не может. В любом случае это был бы российский газ и крупные проекты реверса по факту был бы виртуальный реверс, когда один и тот же газ крутился через дополнительные трубопроводы на границе. А по факту он был отбирался по пути транзита через Украину. Сейчас в ЕС возникает почему дефицит газа и говорить на этом фоне о каком-то реверсе – это просто политический популизм и экономический идиотизм, потому что никто этим заниматься не будет», - подытожил Агибалов.
Смотрите также:
- Верхом на трубе. Почему РФ не спешит вводить предоплату за газ для Украины →
- Европа боится замерзнуть. Что стоит за предоставлением Киеву скидки на газ →
- России выгодно продлить действие «зимнего пакета» для Украины - эксперт →