С 2014 года на бирже может начаться торговля куриными яйцами, сообщил
глава Санкт-Петербургской биржи Евгений Сердюков. Одной из причин для реализации этой меры называется желание снизить потребительские цены на продукт. Напомним, в октябре в России было зафиксировано стремительное удорожание яиц – в ряде регионов всего за неделю цены выросли на 5-7%, а с начала года продукт подорожал на 30%. В Минсельхозе резкое подорожание товара связали с увеличением цен на корма для животных.
«Дьявол всегда в деталях»
Яйца – далеко не первый сельскохозяйственный товар-резидент биржи, сегодня в торгах участвуют пшеница, кукуруза, соевые бобы, кукуруза. Однако биржевой рынок торговли аграрной продукцией в нашей стране находится на начальном этапе развития. «Практически по всем товарам производители и потребители сталкиваются с проблемой плохой прогнозируемости цен», – рассказал Сердюков «Российской газете». По его словам, выход товара на биржу позволяет уберечь его от внезапного скачка цен.
Во всех развитых странах фьючерсы на самые разные продукты питания существуют достаточно давно. «По общемировому опыту биржевая торговля позволяет упорядочить ценообразование, поскольку она дает четкий рыночный ориентир. И считается, что эта биржевая цена является базовой, ниже ее трудно себе представить что-то, выше – тоже уже достаточно сложно. Эта идея вполне рыночная, вполне подтверждается практикой мирового опыта», – рассуждает
советник Института современного развития Никита Масленников.
В целом экспертное сообщество позитивно оценивает выход яиц на биржу, но отмечают и некие проблемы. Так, по мнению
управляющего директора ГК «Алор» Сергея Хестанова, все упирается в то, удастся ли сделать такой фьючерс популярным. «Если он станет ликвидным, то есть достаточно большое количество и потребителей, и производителей начнут им пользоваться, эта мера позволила бы эффективно снижать краткосрочные скачки цен. <…> Ввести фьючерс – вопрос простой и формальный, при желании можно за неделю управиться, но для того, чтобы он мог реально использоваться для страховки от скачка цен, необходимо, чтобы он стал популярным, чтобы там была ликвидность и большие объемы торгов, много покупателей и много продавцов», – объяснил эксперт корреспонденту АиФ.ru.
В свою очередь Масленников видит трудности и в том, что яйца – «несколько экзотический продукт», и пока непонятно, каким образом будет выстроен механизм торгов и сам рыночный инструмент, чтобы пользоваться доверием участников рынка. «Как это будет выстроено – большой вопрос, потому что дьявол всегда в деталях, и как они будут гарантировать качество – это первая проблема. Как поставить в тех же объемах, они же имеют свойство биться, портиться при перевозке и так далее – это второе. Логистика этого инструмента должна быть тщательно выверена, чтобы рынок его признал», – уверен экономист.
Впрочем, кто ничего не делает, тот не ошибается, и если Россия будет стоять на месте, институт определения базовой цены на продукты не наладится никогда, отмечает Масленников.
Ценовой вопрос
Впрочем, даже выход яиц на биржу в краткосрочной перспективе не сможет снизить цены на этот товар. Дело в том, что обычно от введения какого-то инструмента на рынок до набора популярности должно пройти время, как минимум год. «Этот инструмент для парирования ценовых скачков – вопрос не очень близкого будущего. В качестве пожарной меры это вряд ли подойдет», – считает Хестанов.
В свою очередь
первый вице-премьер «Российского Клуба Финансовых Директоров» Тамара Касьянова и вовсе не ожидает изменения ситуации с ценами из-за выхода яиц на биржу. «Да, опыт торговли на бирже сельхозтоварами за рубежом существует давно, но в России опыта такого регулирования пока нет. Скачки цен на продукцию могут возрасти, поскольку биржа это другая площадка, со своими правилами игры. Поэтому и покупатели, и производители должны это понимать. На самом деле, в России нет проблем с нехваткой этой продукции», – заявила Касьянова АиФ.ru.
Смотрите также: