Зерно и удобрения. Почему Европа все подгребает под себя?

Сухогруз Razoni с украинским зерном в Стамбуле. © / Максим Дурнев / РИА Новости

На оперативном заседании Совета безопасности 8 сентября Владимир Путин вновь поднял вопрос поставок зерна и удобрений на мировые рынки. Как заявил президент, Россия готова увеличить экспорт зерновых и «бесплатно передать развивающимся странам сотни тысяч тонн удобрений, скопившихся в портах Европы».

   
   

Сколько на Западе говорили о «бедных африканских странах, которые без украинского зерна начнут голодать»! И что? В рамках зерновой сделки это самое украинское зерно почему-то досталось в основном Европе, а в африканские страны попало лишь 3%. С нашими удобрениями ситуация еще «интересней» — их нам продавать можно, но только в ЕС, а торговля через европейские порты на другие континенты запрещена. О том, что происходит на глобальном продовольственном рынке, — в материале aif.ru

В Евросоюзе заранее знали, куда пойдет зерно?

С момента подписания Россией и Украиной документа, разрешающего вывоз зерна из портов на Украине, прошло полтора месяца. По информации координационного центра, всего было вывезено более 2,4 млн тонн зерна.

К направлению перевозок у российской стороны сделки есть немало вопросов, которые поднял недавно на ВЭФ Владимир Путин. Он заявил, что от зерновой сделки, направленной на продовольственную помощь беднейшим странам, пока выиграли в основном развитые — именно туда направили большую часть зерна.

Пытаясь оспорить эти факты, Госдепартамент США фактически... их подтвердил. «Продовольствие не направляется на глобальный Юг, наиболее нуждающимся странам, — прокомментировал российского президента работающий в Госдепе координатор американской санкционной политики Джеймс О'Брайен. — Это глобальные рынки. Так что вне зависимости от того, куда поставляется продовольствие, это увеличивает объемы глобального предложения и дает возможность людям приобретать пшеницу».

30 кораблей ушли в ЕС и только 2 — в Африку

На заседании Совбеза президент вновь вернулся к этому вопросу. «Сейчас мы слышим, что некоторые наши партнеры подвергают сомнению то, что было сказано по этим поставкам зерновых с Украиной, — сказал глава государства. — Но у нас каждый ход записан, здесь ошибок никаких нет. Из 87 кораблей, которые вышли из украинских портов с зерном, 32 остались в Турции... три направлено в ЮАР, три — в Израиль, семь — в Египет, 30 — в Евросоюз и только два — в беднейшие страны по продовольственным программам ООН, это Йемен и Джибути. Это 60 тысяч тонн и всего 3%».

«Действительно, много украинского зерна пошло в Турцию, — говорит вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Если оттуда и вывезут его в развивающиеся страны, то в виде муки. Что касается Евросоюза, то еще до сделки глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен проговорилась, что украинское зерно пойдет в Европу. ЕС забирает украинское зерно, а свое продает. Потому что украинское зерно дешевое, а, скажем, французское продается на мировом рынке значительно дороже».    
   

Сколько вырастим и продадим?

По словам Владимира Путина, Россия за май-август этого года поставила на мировые рынки 6,6 млн тонн зерновых. «Это пшеница, ячмень, кукуруза, из них 6,3 млн тонн — это как раз в страны Азии, Африки и Латинской Америки, — сообщил президент. — Всего до конца года мы поставим 30 млн тонн зерновых и готовы наращивать этот объем до 50 и более миллионов тонн, потому что урожай этого года, слава богу, у нас хороший».

Действительно, как отметил Корбут, по-настоящему сегодня помогает бедным странам только Россия. Мы везем зерно задешево в Сирию, Ливию, Египет...

По словам эксперта, в этом году в нашей стране ожидается урожай на уровне 142 млн тонн зерна. «Вместе с зернобобовыми это 145 млн тонн, плюс 26 млн тонн масличных, — подсчитал Корбут. — А емкостей для хранения урожая не хватает... Поэтому просто необходимо наращивать экспорт зерна. По-хорошему, нам надо не меньше 7,5 млн тонн в месяц продавать, так что нужно наращивать объемы».

Почему наши удобрения застряли в европейских портах?

Президент подробно остановился и на другом важнейшем вопросе продовольственного благополучия планеты — поставках удобрений. «За четыре месяца этого года Россия поставила за границу 7 млн тонн удобрений, — напомнил Путин. — Из них около 3 млн тонн — в страны Азии, Африки, Латинской Америки. То есть почти половина. Мы готовы поставлять и аммиак где-то в объеме 2 млн тонн. Из него получится большое количество удобрений, и огромное количество пшеницы может быть произведено на базе этих удобрений».

Недавнее разблокирование Еврокомиссией поставок российских удобрений, пояснил президент, было направлено только в одну сторону: «Оказывается, что покупать наши удобрения могут только страны Евросоюза, а поставка наших удобрений, так же как и белорусских, через порты европейских стран в те же развивающиеся страны, на рынки Азии, Африки, Латинской Америки, до сих пор запрещена. Но это дискриминирует наших партнеров в странах Азии, Африки и Латинской Америки».

Большое количество наших удобрений скопилось («сотня тысяч тонн») в некоторых портах европейских стран. Российские производители, сообщил Путин, даже «готовы вообще на бесплатной основе передать их в развивающиеся страны, которые остро нуждаются в этих удобрениях».

Нехватка удобрений в почве может снизить урожайность в мире на 50%, говорят эксперты. А поставкам из России и Белоруссии альтернативы нет. «Быстро заместить

производство удобрений не получится, — говорит аналитик ФГ “Финам” Алексей Калачев. — Особенно это касается азотных удобрений. Их производство — сложный процесс, и газ для тех, кто его не добывает, сегодня дорог. Но и добычу калийных или фосфорных руд наладить непросто».

«Формально санкции против импорта российских удобрений не вводились, — объясняет независимый эксперт, к. э. н. Леонид Хазанов. — Но санкции вводили против акционеров, собственников и руководителей компаний, которые производят удобрения. Соответственно, иностранные банки, судовладельцы, порты и страховщики стали отказываться работать с нашими экспортерами из опасения вторичных санкций. Так и получилось, что перевалка удобрений для экспорта в Азию, Африку и Латинскую Америку для нас теперь невозможна. Здесь Евросоюз никаких послаблений не делает — иначе все эти контрагенты не отказывали бы. Получается, что Европа подгребает все под себя, а на остальных ей наплевать — будет там голод, не будет там голода...»

В принципе, экспорт удобрений из России идет, отметил эксперт, хоть и в очень ограниченном количестве; через северо-западные порты, погранпереходы на Дальнем Востоке, черноморские порты. «Нужно апеллировать к ООН, настаивать на выполнении условий зерновой сделки», — заключил Хазанов.

Поможет ли ООН бедным странам?

Президент попросил МИД «учесть это в контактах с нашими партнерами, в том числе и с ООН». Как сообщается на сайте МИД РФ, в субботу, 10 сентября, замглавы МИД РФ Сергей Вершинин провел второй раунд очных консультаций с генсеком Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ребекой Гринспан в Женеве. Они обсудили вопросы глобальной продовольственной безопасности, а именно — конкретные вопросы реализации российско-ооновского Меморандума о взаимопонимании по продвижению отечественных удобрений и продовольствия на мировые рынки.

«Намечены дальнейшие шаги по обеспечению беспрепятственного экспорта российской продукции, прежде всего в страны Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе в целях снижения угроз глобальной продовольственной безопасности», — говорится в сообщении МИД РФ.