Поможет вертикаль
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Александр Владимирович, по вашим словам, Россия обладает уникальными возможностями для прогресса. Какими?
Александр Галицкий: Успех определяется комбинацией законов, денег и, конечно, людей. Хороший пример — промышленная революция в Англии. Тогда там была изобретена паровая машина Уатта. Но ведь не только англичане придумали паровую машину — у нас тоже была прекрасная машина Ползунова. Однако Россия не стала родиной паровых двигателей. Ею стала Англия, потому что там были приняты нужные законы, появилось много иммигрантов, владеющих техническими знаниями. Бензиновая и компьютерная революции произошли в США примерно при тех же условиях.
В России немало талантливых людей, есть средства, участие в международном обмене технологиями тоже для нас не закрыто. Но нет соответствующих законов, которые бы стимулировали технологический прорыв. А ведь у нас при этом есть преимущество: нужные пакеты законов можно принимать значительно быстрее, чем в других странах, благодаря вертикали власти. Будут нужные законы — сюда приедут инноваторы, которые не могут реализовать свои проекты в Европе, потому что там 28 стран не в состоянии договориться между собой. А под их проекты к нам придут и деньги.
Где прорвёмся?
— Каких же законов не хватает? И где мы можем стать первыми?
— Для каждой индустрии должен быть свой список. Но основными я считаю законы о разрешении что-либо делать или использовать (см. инфографику). Они необходимы реальному сектору — в том числе сельскому хозяйству, которое с каждым годом будет иметь для экономики всё большее значение. Обеспечение населения планеты продуктами — уже серьёзная проблема. Футурологи предсказывают, что к 2050-м годам основным источником натурального протеина для людей станут фермы по выращиванию насекомых или рыб. А у нас потрясающие конкурентные преимущества — большие земельные угодья и водные ресурсы, а также наличие технологий. Мировое сельское хозяйство идёт в сторону персонализированного производства: люди не только хотят знать, что они едят, но и есть то, что хотят. Мы можем занять значительную долю рынка развитых стран, если совместим производство продуктов с инновациями.
Наступает время экономики сотрудничества, прозрачных платёжных цепочек, искусственного интеллекта. Научно-техническая революция ставит новые задачи перед бизнесом, решение которых и стимулирует прорывы. Например, в США компания, торгующая книгами, в поисках решения проблем отрасли придумала интернет-программы, которые теперь очень широко применяются. А сейчас та же компания, пытаясь усовершенствовать доставку товаров потребителю, создаёт новый транспорт — беспилотники, управляемые искусственным интеллектом. У нас тоже есть бизнес, способный создавать технологии мирового уровня. И для этого нужны не деньги и льготы, а нормальные условия для бизнеса и свобода технологического творчества.
Смотрите также:
- Искусство копировать, или Как использовать чужие идеи для своего бизнеса →
- Что будет, если Россия останется без интернета, Visa и GPS? →
- Георгий Бовт: А оно нам «нано»? →