Восточный экспресс. Почему трудовые мигранты едут в Россию даже в кризис?

Узбекистан не стремится увеличить число своих граждан в РФ. © / Георгий Зотов / АиФ

На базаре Чорсу в Ташкенте целый ряд - дымящиеся котлы с ароматным пловом. Порция стоит 6000 сумов (65 руб.), съесть её за один раз невозможно. Шашлык из баранины обойдётся в 32 руб., самса (пирожок с мясом) - в три раза меньше. 

   
   

Обычно чрезвычайно низкие цены - признак бедности населения, но в том-то и дело, что Узбекистан не производит впечатления нищей страны: вечером рестораны забиты под завязку, свободный столик не найдёшь. Чисто выметенные проспекты, новенькие шестнадцатиэтажки, всюду снуют автомобили, собранные на местных заводах, - популярные в народе модели «Дэу» и «Шевроле». Обозреватель «АиФ» решил разобраться: отчего же тогда граждане республики миллионами направляются на работу в Россию? 

Царство долларов

Пожалуй, один из главных минусов - процветание «чёрного рынка» валюты. Продать доллары в Узбекистане можно, а вот купить нельзя: на каждом рынке прогуливаются «валютчики», шепча на ухо: «Брат, менять надо?» При официальном курсе 40 сумов за рубль спекулянты готовы рвать его из рук за 90, американский бакс котируется в два с лишним раза дороже госцены - 6500 сумов. Всё бы ничего, но вот и авиабилеты, и автомобили, и квартиры продаются ТОЛЬКО за доллары. Где их взять? Это, как говорится, ваши сложности. Только в том случае, если гражданин Узбекистана едет в туристическую поездку, ему разрешают купить 2000 «зелёных» в год по госкурсу и сугубо переводом на кредитку. Кстати, с наликом весьма странная ситуация. Узбеки получают зарплату на карты, однако снять деньги - проблема: банкоматов крайне мало, и они всегда пусты. По слухам, взятка за обналичку достигает 20-30% - «пластик» принимают в дорогих супермаркетах, но с чем идти на базар, где цены ниже? 

Пока многих детей здесь воспитывают бабушки: мамы - в России. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Жизнь при коммунизме»

- Поэтому-то мои соотечественники и едут в Россию - зарабатывать валюту, - констатирует бизнесмен Гулям Алишеров. - Узбек­ский сум не является конвертируемым: его не меняют за пределами республики. Вы обращали внимание, сколько товаров узбеки везут российскими авиарейсами? Те же телевизоры проще купить у вас. Про автомобили я вообще молчу: надо, как в брежневские времена, ждать пару лет в очереди. Власти контролируют цены на всё. С одной стороны, это хорошо, а с другой - порождает дефицит. Стоит отъехать от Ташкента, как трудно заправить бак - на АЗС только газ, бензина часто нет. Во многих кишлаках отсутствуют вода и даже электричество. Спросите кого угодно старше сорока лет - люди откровенно ностальгируют по СССР. 

Это верно. Всюду в Узбекистане я слышал фразу «Хрущёв обещал, что следующее поколение будет жить при коммунизме… но, оказывается, мы уже жили при нём...» Россия в понимании узбеков и есть продолжение «коммунизма»: там хватает работы, легко менять валюту и купить машину. 

Вторая причина миграции в РФ на удивление проста: в Узбекистане для путешествия за границу нужно получать «выездную визу», и Россия - единст­венная страна, куда разрешают улететь без этого документа. Поэтому и народ к нам прибывает, мягко говоря, всякий. Узбеки неохотно обсуждают чудовищную новость про 38-летнюю няню Гюльчехру Бобокулову, задушившую в Москве четырёхлетнюю девочку, а после размахивавшую у станции метро отрезанной головой ребёнка.

«Я не могу говорить на людях, - тихо поясняет мне врач-психиатр Музафар в чайхане Самарканда. - Давайте выйдем на улицу». Узбекское ТВ ничего не сообщило о кровавом инциденте, официальные лица республики словно воды в рот набрали. «За последние десять лет и тут, и в Ташкенте «в целях экономии» закрыли три психиатрические лечебницы, а сотни пациентов распустили по домам, - рассказывает Музафар. - Я лечил одного человека: парень провёл в психушке два года. Недавно узнал от знакомых - он устроился таксистом в Екатеринбурге». По неофициальным данным, в России работает от 4 до 6 млн узбеков, и состояние их здоровья на въезде в РФ никем не проверяется. А вот напрасно. Южная Корея с 10 марта этого года ввела для граждан Узбекистана обязательное медицинское обследование при получении визы.     
   

Как ловить нелегалов?

В Агентстве по вопросам внеш­ней миграции Узбекистана, куда я обратился за комментарием, мне заявили: согласно закону от 2003 г. все узбеки, уезжающие на работу в РФ по контракту, обязаны получить справку местного Минздрава. «В первую очередь это забота российских работодателей - проверять, не больны ли люди, которых те нанимают, не имеют ли они проблем с психикой, - подчеркнули в агентстве. - Однако этого не делается: многим вашим бизнесменам проще взять сотрудника нелегально и платить ему копейки. Узбекистан абсолютно не стремится увеличивать число своих граждан в России, - заявили в агентстве. - Так, полгода назад парламент принял программу о создании миллиона рабочих мест для мигрантов, возвращающихся из РФ в связи с экономическим кризисом».

Таким образом, миграция узбеков в Россию происходит не только «благодаря» низким зар­платам и безработице. Жить дома, если верить официальным заявлениям, можно, но «чёрный рынок» валюты и дефицит товаров усложняют ситуацию. Поэтому, хотя работы в России всё меньше, число гастарбайтеров из Средней Азии не слишком снизилось. И, разумеется, существует проблема: к нам попадают нежелательные «гости». Во многих странах таких людей стараются отследить на уровне подачи документов на визу. В посольстве Британии помимо предоставления кучи бумаг, включая справку о зарплате, вам придётся отвечать на вопросы многостраничной анкеты, предоставляя информацию и о судимостях. 

Можно ли улучшить ситуацию с мигрантами? Да. Следует безжалостно перешерстить наших бизнесменов, нанимающих на стройки нелегалов из Средней Азии, а также взяться за дельцов, продающих фальшивые медкнижки и разрешения ФМС на работу. Их объявлениями обклеены все автобусные остановки, но полиция предпочитает по указанным номерам не звонить. Ничем хорошим такое бездействие не закончится.

Смотрите также: