Виртуальный успех. Что стоит за отчетом Яценюка о достижениях кабмина

Арсений Яценюк. © / www.globallookpress.com

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк отчитался об «успехах своего правительства». Среди таковых названы, например, отсутствие зависимости от российского газа, увеличение золотовалютных резервов (ЗВР) и сокращение госдолга на 4,3 млрд долларов.

   
   

АиФ.ru попросил украинского экономиста Александра Дудчака прокомментировать достижения кабмина Яценюка.

«Отсутствие газовой зависимости»

Конечно, с падением производства (в прошлом году оно снизилось на 16% — ред.), закрытием и банкротством предприятий, потребность в газе становится все меньше. Можно вообще избавиться от промышленности, и тогда никакой зависимости от энергоресурсов не будет.

Плюс еще повезло, что зимой был достаточно долгий теплый период.

Что касается заявлений Яценюка об импорте газа из ЕС, то ЕС ведь продает тот же российский газ — по реверсу. Эти закупки топлива у Европы на самом деле не дешевле. Дешевле они формально. Киев в октябре 2015 года получил кредит от ЕБРР в размере $ 300 млн, предназначенный для закупки около 1 млрд куб. м газа на западной границе Украины. Заём под 1,5% от ЕБРР является возобновляемым кредитом на 3 года. Но надо понимать, что эта «помощь», которая идет на якобы удешевление топлива, при условии, что покупаться он будет не напрямую у России, на самом деле, с учетом условий по кредиту, в конечном итоге обходится дороже, чем покупка газа напрямую у России. И обеспечить достаточные и стабильные объемы газа для нужд Украины поставками из Европы крайне проблематично.

«Не допустили дефолт»

Украина не выполнила свои обязательства по долгу перед Россией более, чем на 3,5 млрд долларов. Невыполнение своих обязательств по выплате долгов — это и называется дефолтом.

То, что происходит в украинской экономике, полностью соответствует тому, что происходило бы, если бы Украина официально признала дефолт. Когда страна находится в состоянии банкротства, резко сокращаются источники кредитов, инвестиций — все понимают, что страна не способна расплачиваться по долгам.

   
   

У Киева остался один кредитор — Международный валютный фонд (МВФ), который умудряется диктовать условия вплоть до того, что по указке представителя МВФ какие-то законы принимаются, какие-то нет. Если что-то не нравится МВФ, он угрозами лишения финансовой «помощи» может влиять даже на назначения новых министров. 

Кроме того, идет распродажа госсобственности. И круг потенциальных скупщиков остатков Украины определен и озвучен главой кабмина: в первую очередь — американцы, во вторую — европейцы. Россия допущена к участию в приватизации не будет. А значит, реальную стоимость Украина за свои активы не получит. Да и сама продажа проходит по принципу «голландского аукциона» — начиная с большей цены, с последующим понижением.

«Накопление золотовалютных резервов: с 5 до 13 млрд долларов»

Те резервы, о накоплении которых отчитался Яценюк, — это не накопленные резервы. Их можно было бы накопить, если бы экономика Украины функционировала нормально, осуществлялся бы экспорт, в страну поступала бы валюта и часть этой валюты шла на наращивание золотовалютных резервов. Но резервы пополнялись благодаря кредитам МВФ, а их надо отдавать.

Накопленные таким образом резервы ограничивают их использование. Страна не может погасить долги перед другими государствами, используя эти резервы, потому что по правилам МВФ нельзя погашать кредиты другими кредитами МВФ.

По сути это большая фикция. Достаточно только взглянуть на то, из чего состоят резервы: значительная доля приходится на неликвидные бумаги, в том числе американских корпораций, которые прошли через банкротство в кризис 2008–2009 годов. И в таких «ценных бумагах» — почти 54% золотовалютных резервов Украины. Об этом почему-то не говорят и стараются считать, что эти бумаги представляют ценность. Официально доля золота в ЗВР — примерно 7%, но аудит давно не проводился, и с уверенностью утверждать, что там есть золотые запасы, не приходится. А если говорить о валюте, которую можно использовать на поддержание объемов импорта — по оценке некоторых источников, этого хватит на пару месяцев импорта.

Яценюк говорит, что они нарастили ЗВР, но по сравнению с их падением в 2015 году, в этом году они выросли, однако не достигли того уровня, что был на начало 2014 года. В начале 2014 года золотовалютные резервы составляли 17 млрд долларов. Сейчас НБУ пополняет свои запасы и скупкой валюты у населения. Но и здесь неприятная тенденция — население несет в обменные пункты свои последние сбережения — в январе было куплено валюты у населения в 4 раза больше, чем продано. 

«Реструктуризация долга на 15 млрд»

Долги Украины реструктурированы своеобразно, в результате чего частные кредиторы, которые пошли на уступки Киеву, ничего по большому счету не теряют. Условия этой реструктуризации таковы, что любой рост украинского ВВП будет идти на погашение долгов. Проще говоря, Украина примерно до 2040 года попадает в кабалу частных кредиторов.

Тем более, Киеву удалось договориться не со всеми. Я так понимаю, что одни кредиторы идут на такие условия, но есть кредиторы, которые в любой момент могут сказать, что на такие условия они не согласны, и потребуют рассчитаться с ними «по полной».

Такие ситуации были не единожды. Например, с Аргентиной: была договоренность, что большая часть кредиторов (владевшая более 90% долговых обязательств страны) пошла на уступки, но часть кредиторов, державших всего несколько процентов аргентинского долга, отказались реструктурировать долг. В результате был объявлен технический дефолт.

Та же самая ситуация сейчас на Украине — не все так замечательно, как представляет Яценюк.

«Сокращение госдолга на 4,3 млрд долларов»

На сайте официальных структур, того же Минфина, можно найти данные, что госдолг Украины по итогам 2015 года вырос до 43 с лишним млрд долларов. 

Для сравнения: в 2014 году он был 39 млрд, а в 2013 — 37,6 млрд долларов. 

Получается, что власти сами себе противоречат. Единственное, откуда они берут цифры о снижении — это, во-первых, 4,3 млрд долларов реструктуризированных внешних долгов. Во-вторых, это внутренний госдолг, рассчитываемый в гривнах. Они пересчитывают этот долг по курсу доллара, и за счет роста курса доллара внутренняя задолженность в долларах получается меньше — в 2015 году внутренний госдолг достиг 508 млрд грн, а в 2014 он был 461 млрд. грн. Это просто манипуляция цифрами. Внешние долги Украины растут.