Виды на небо. Когда взлетит импортозамещенный Суперджет?

Суперджет-100. © / Сергей Осипов / АиФ

В Минпромторге заявили, что сроки работы над полностью отечественной версией самолета Superjet будут ускорены. Когда же сможем на нём полететь?

   
   

Учитывая, что западные компании ввели запрет на поставку (в том числе лизинг) и техобслуживание самолетов Boeing и Airbus, главной целью для российского авиастроения сейчас становится максимально полное импортозамещение.

Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, существующие производственные мощности позволяют нарастить производство самолетов Superjet-100 с 28 до 40 единиц в год — это тот уровень, на который Россия будет стремиться вывести производство импортозамещенной версии в ближайшие годы. Важнейшим условием осуществления этих планов в текущих условиях должна стать замена двигателя иностранного производства на российский ПД-8. Для этого поставлена задача обеспечить сертификацию этого двигателя в более короткий срок — в ближайшие 12-14 месяцев.

Сейчас на суперджеты ставят двигатели SaM-146 российско-французской компании PowerJet. Пока самолет еще способен летать с российско-французскими моторами, но иностранные коллеги уже отказались их обслуживать.

Впрочем, двигатель — не единственный узел авиалайнера, который сегодня требует импортозамещения. По оценкам экспертов, доля иностранных комплектующих в нем составляет от 70 до 90% (это зависит от того, как считать полностью отечественные фюзеляж и салон самолета).

В компании «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию и занимается выпуском Суперджетов) пока официально не прокомментировали возможность ускорения работы и увеличения производства. Однако, по неофициальной оценке экспертов АиФ.ru, запас импортных комплектующих позволит это сделать. Но эти новые самолеты будут не менее уязвимы, чем те, что уже летают по России.

   
   

«По оптимистичным оценкам пройдёт не меньше 2-х лет, прежде чем будет создан импортозамещенный продукт. И какое-то время уйдёт на то, чтобы развернуть его серийное производство в достаточных объёмах, — считает руководитель агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. — Причём темпы будут лимитироваться не производством самих самолетов, а выпуском новых систем».

Сколько же на самом деле самолетов сейчас нужно России, станет ясно только в конце года.

«Авиакомпании смогут оценить потребность в парке с учётом выбытия иностранных самолётов и трудностей с поставкой запчастей, — считает ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов. — Но понятно, что России требуются разные авиалайнеры. Внутри страны мы давно не производим широкофюзеляжных самолетов. МС-21 — перспективный проект, но он тоже, хотя и в меньшей степени, чем Суперджет, зависит от поставок импортных комплектующих».

Выходит, старта полностью отечественной версии регионального самолета Superjet-new нужно будет ждать несколько лет. Даже при ускорении выпуска и сертификации двигателя и других новых систем. Полностью российский SSJ могут начать делать не раньше 2024-2025 гг.

Справка АиФ.ru
Ближнемагистральный лайнер SSJ100 рассчитан на перевозку 98 пассажиров. Дальность полета составляет 4,4 тысячи км. Самолет пущен в коммерческую эксплуатацию в 2011 г.