Чрезвычайный комитет
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Никита Олегович, зачем нам НЭП? Вы хотите использовать те же методы? Но ведь мы давно живём не в крестьянской стране...
Если говорить коротко, согласно нашей программе национальной экономической политики, властям нужно «занять командные высоты» (термин, кстати, нэповский) — взять под контроль весь бизнес с участием государства. Это, конечно, нельзя сделать сразу. На первом этапе надо национализировать 75% сырьевых (нефть, газ), металлургических компаний, предприятия военно-промышленного комплекса. На втором этапе национализация этих секторов должна составить 100%. Для этих госкомпаний придётся ввести жёсткий контроль выполнения госзаказа и полной сдачи в казну экспортной выручки.
Параллельно проводятся налоговая реформа ради снижения финансовой нагрузки на малый и средний бизнес и реформа межбюджетных отношений: несырьевые налоги и сборы перейдут от федерального центра к муниципалитетам. Ход всех преобразований будет контролировать Всероссийский чрезвычайный комитет.
— Неужели без ЧК не обойдёмся?
— Его создание — безусловная необходимость. ЧК должен отрегулировать правила свободного рынка для малого и среднего бизнеса, установленные государством. Крупному бизнесу придётся заплатить за реформы, и ему это не понравится — элиты привыкли считать госбюджет и госкомпании своими карманами. Ещё хуже, что они же определяют правила игры.
Где взять деньги?
— А где найти деньги на всё это?
— За счёт сокращения неэффективных расходов (это почти 25 трлн рублей) и непрофильных активов ведомств и корпораций (дворцов, футбольных команд). Нужно проверить госкомпании, прекратить субсидирование убыточных, бесполезные вливания в банки, сократить неэффективные медицинские страховые компании. Всё это даст бюджету ещё примерно 5 трлн. Нужно на время запретить государству инвестиции в иностранные активы — это касается и вложения бюджетных средств в гособлигации США. Нужна национализация Центробанка России...
— А разве он не...
— ЦБ порой действует так, будто он подчиняется не российским властям, а Федеральной резервной системе США. Вложения РФ в облигации США сейчас 88 млрд долларов — это 6,5 трлн рублей! Нужно менять закон о ЦБ, ввести прямое назначение его руководителя президентом и его подчинение президенту. Жёсткий контроль деятельности ЦБ в интересах государства приведёт к снижению ключевой ставки, сделает кредиты доступными. Наш подход — запуск экономики через рост производства, доходов, что приведёт и к росту потребления. Причём всё это нужно делать не по приблизительным расчётам, а по пятилетним планам развития экономики. Надо готовить и долгосрочные планы — лет на сто (такие есть у США и Китая).
Реализация этих мер по оздоровлению экономики даст около 11,5 трлн рублей, закроет дефицит бюджета и позволит выполнить социальные обязательства. Нужна политическая воля главы государства. Сейчас ему, с одной стороны, предлагают сдать наши завоевания, надеясь, что за это, может быть, отменят санкции и дадут нам займы. С другой — предлагают полное закрытие экономики, границ, валютное регулирование и вываривание России в её собственном соку. А мы предлагаем сбалансированную стратегию: главные отрасли — под контролем государства, всё остальное — свободно, есть понятные правила игры. И ЧК, который следит за их соблюдением.