В Бурятии — будущее. Цыденов рассказал, как преобразилась жизнь в Улан-Удэ

Глава Бурятии Алексей Цыденов. © / Татьяна Меель / АиФ

Бурятия столкнулась с нехваткой кадров — на заводы и высокотехнологичные производства требуются тысячи рабочих. Власти разработали мастер-планы Улан-Удэ и Северобайкальска, по которым города сильно преобразят. О том, какими еще способами возвращают в республику молодежь, в интервью aif.ru на полях Восточного экономического форума рассказал глава Бурятии Алексей Цыденов.

   
   

Разворот на Восток

Алексей Дуэль, aif.ru: — Алексей Самбуевич, Бурятия активно включилась в трансформацию экономики России, и одна из задач — восстановление логистики. На Ваш взгляд, какую роль играет регион в развороте России на Восток?

Алексей Цыденов: — Экономика развернулась на Восток, это мы по себе ощущаем. С логистикой стало сложнее, поскольку загрузка Транссиба, БАМа, автомобильных дорог сильно повысилась. Количество грузовых автомобилей на трассе «Москва — Владивосток» с 2019 года выросло в 2 раза. Это создает нагрузку на сети, на автодороги. Наши предприятия ориентированы на Восток — промышленное производство идет, отмечается рост валового регионального продукта. Мы уверенно движемся. 

— Бурятия участвует в модернизации Восточного полигона железных дорог? Какие предприятия в этом задействованы и как справляются?

— Большие работы идут по БАМу — строятся подстанции. Запущен Байкальский тоннель. Транссиб модернизируется, мы видим по интенсивности движения поездов, что все работы ведутся в тех графиках и поручениях, которые даны президентом РФ Владимиром Путиным. Что касается республики Бурятия, если нужна какая-то помощь, мы ее оказываем — и с земельными участками, и с подрядными организациями. Все, что от нас зависит, мы делаем. 

— Другое ключевое направление переориентации экономики — технологический суверенитет. В Улан-Удэ находятся высокотехнологичные производства — локомотивовагоноремонтный и авиационный заводы. Как Вы оцениваете, предприятия встроились в новые кооперационные и логистические цепочки? 

— Основной производитель холдинга «Вертолеты России» — это Улан-Удэнский авиационный завод. Были у него поставки комплектующих иностранного производства, полностью адаптировались, импортозаместились. Никаких ограничивающих факторов нет, производство растет. Завод полностью загружен, не хватает трудовых ресурсов, чтобы выполнять все задачи. Завод разом готов трудоустроить тысячу человек. 

   
   

Что касается Локомотивовагоноремонтного завода, который был в свое время крупнейшим в Советском Союзе и остается крупнейшим в сети железных дорог России, он не только импортозаместился полностью, но и стал выпускать продукцию, которая производилась на Украине, для других предприятий в России. В данном случае от этого только выиграли. 

— Республика получила премию «Прорыв года». Чем вы заслужили такое признание?

— В сфере промышленного производства. Да, действительно, у нас повышенный рост производства в прошлом году — более 10%. Год был непростой, а у нас рост промышленного производства — и на обрабатывающих, и на добывающих производствах. Это не только цифры непосредственно по росту, но и по реализуемым мерам поддержки, взаимодействию с бизнесом. Проведен многофакторный анализ. Это заслуга наших предприятий, людей, которые на них работают, трудовых коллективов. 

В поисках кадров

— Вы упоминали, что на вертолетный завод требуется тысяча рабочих. Где их взять?

— К сожалению, пока нет. У нас сегодня тотальная нехватка трудовых ресурсов. В агентстве занятости сегодня порядка 17 тысяч вакансий, причем немалая часть вакансий — с зарплатой выше 100 тысяч рублей. Не хватает кадров в сфере образования, здравоохранения, я уже молчу про стройку, где не хватает каменщиков, арматурщиков, отделочников и бетонщиков. В авиастроении и машиностроении требуется тысяча человек. «Улан-Удэстальмост», Локомотивовагоноремонтный завод — нужно по полтысячи специалистов каждому. У нас недобор водителей автобусов, мусоровозов. Производство растет, на рынке труда отмечается рекордный минимум по безработице. Есть отдаленные сельские районы, в которых с работой сложно, но в целом по республике у нас серьезная нехватка кадров. 

— Дефицит кадров сдерживает рост? Насколько?

— Отсутствие специалистов, конечно, сдерживает. В цифрах не скажу, но производство могло бы делать больше. Мы рассчитываем на свои силы. Каждый год выпускаются новые молодые трудовые ресурсы, необходимо, чтобы наша молодежь задерживалась у нас. Рассчитываем, что благодаря проекту по мастер-плану города Улан-Удэ, который существенно преображает наш город, не только наши молодые люди вернутся, но и молодежь из других регионов приедет. К нам уже поехали: в приемную кампанию в Бурятском государственном университете (БГУ) поступили студенты из 50 регионов России. 

У нас есть планы строительства межвузовского кампуса. Сейчас он проектируется. На этом этапе закладываются лучшие технические решения. Предусмотрено строительство жилья для преподавательского состава. Мы понимаем, что кампус такого уровня заинтересует лучших преподавателей и среди них будет конкуренция. Есть хороший пример, мы открыли совместную кафедру с МАИ — федеральный технологический университет. И сразу конкурс на место вырос. Это показывает, что такие решения работают. 

— Удается оставлять выпускников БГУ в республике?  

— В целом остаются, просто многие уезжают на стадии поступления. Стараемся, чтобы ребята остались дома, потому что у нас есть целый комплекс преимуществ. Сегодня в Улан-Удэ много работы с достойным уровнем зарплаты. У нас самая дешевая стоимость жилья на Дальнем Востоке, самая дешевая ипотека. Дальневосточная ипотека под 2%, а по зарплатному проекту банк дает ипотеку под 1%. Где вы найдете ипотеку на таких условиях? 

Город преображается внешне. У нас очень развита культура — работают пять театров. Есть где профессионально самореализоваться, доступное жилье — недешевое, но в других регионах оно дороже. За счет того, что мы много строим, есть конкуренция и квадратный метр дешевле. На мой взгляд, это базовые условия — качество жизни, доступность жилья, возможность самореализации и уровень доходов. Перспектива, будущее — здесь, в Бурятии. Кстати, уже многие начинают возвращаться из Москвы. 

Города преобразят

— Мастер-план Улан-Удэ уже утвержден. Когда город преобразится? Какие еще города Бурятии попали в эту программу?

— Все условия для того, чтобы люди видели свое будущее в Бурятии создаются. Мастер-план — это масштабное изменение города. Он включает развитие общественного транспорта — автобусов и трамваев, перенос железнодорожных путей. У нас в городе сходятся Транссиб и Трансмонгольская дорога. До сих пор действуют переезды со шлагбаумами. С учетом повышения интенсивности движения по Транссибу они часто закрыты.  

В мастер-план заложено строительство новых районов, преобразование внешнего вида города, соблюдение дизайн-кода, обновление фасадов на гостевых маршрутах, установка малых архитектурных форм. Планируется перевод на электроотопление основных районов, модернизация тепловых сетей, коллекторов. Словом, мастер-план — существенное преображение города в целом, и не только Улан-Удэ, но и Северобайкальска — столицы западного БАМа. Это единственный город на БАМе, где три года подряд численность населения растет. 

— Приход газа — большой фактор для успешного развития.

— Безусловно. Мы понимаем, что зависим от сроков строительства трубопровода через Монголию на Китай. Поскольку до ближайшего трубопровода далеко, наше потребление не так велико, чтобы строительство окупилось. Когда будет открыт газопровод в Китай, который пойдет через Монголию, то мы подключим к нему Улан-Удэ. 

Туристы летом и зимой

— Бурятия — это не только промышленность, это еще и Байкал, туризм. Были чартеры к вам, я на одном из них летал, получил большое удовольствие. Какие планы по туризму?

— Они не только были, но и есть. Чартеры летали к нам и летом, и зимой. Чартерную программу 2023 года отработали в полном объеме.

Федеральной субсидией были поддержаны чартерные рейсы в 2020 и 2021 году, в 2022 году федеральная поддержка не оказывалась, туроператор Fun&Sun принял решение о продолжении программы и в 2023 году. Такая программа выполнена полностью. Дальше сотрудничество наших туроператоров с  Fun&Sun продолжается, и уже формируются пакетные туры на зимний сезон.

Турпоток у нас растет. В прошлом году увеличился на 19%, по итогам первого полугодия этого года вырос еще на 37%. Это такой существенный рост, и мы видим, что туризм — фактор экономического роста, источник дохода для местного населения. Все это реализуется, единственное, нам не хватает цивилизованного туризма, правильной инфраструктуры, мест размещения. Реализация инвестиционных проектов в особой экономической зоне «Байкальская гавань» направлена на то, чтобы создать цивилизованные места размещения с утилизацией мусора — чтобы было, что посмотреть людям без ущерба для природы.

— Сколько новых туристических мест и мест размещения появилось в этом году?

— У нас реализуются разные проекты при поддержке Минэкономики и Ростуризма. Существенную поддержку мы получили — 700 млн рублей в 2022 году, в этом году тоже хорошее финансирование, инвесторы заходят, строятся дополнительные мини-гостиницы. Больших гостиниц на сегодня не вводилось. Строительство ведется в «Байкальской гавани». Флагман пока — «Грин Флоу», в более высокой степени реализации. У двоих инвесторов есть задержка из-за технических несоответствий, которые нужно устранить. Со следующего сезона работы активизируются.

С принятием Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Бурятия получила доступ к федеральным инструментам государственной поддержки. 

Наш регион — один из лидеров России и абсолютный лидер ДФО по полученной господдержке по линии Нацпроекта.

Например, в 2022 году Правительству Республики была предоставлена субсидия из резервного фонда Правительства РФ в сумме 300 млн рублей на создание модульных некапитальных средств размещения. Эти средства направлены на реализацию 19 проектов по созданию 211 гостиничных модулей.

На 2023 год Правительством Республики Бурятия в результате проведенных в 2022 году всероссийских конкурсов привлечена федеральная господдержка в объеме 591 млн рублей: на реализацию 18 проектов по созданию кемпингов и модульных некапитальных средств размещения; на создание и развитие 7 пляжей и реализация 14 проектов по созданию национальных туристских маршрутов; на реализацию 37 проектов по развитию инфраструктуры туризма.

Также, мы получили субсидию в размере 40,77 млн рублей на проведение республиканского спортивно-культурного праздника «Наадан Сурхарбан» и субсидию на реализацию проекта туристского кода центра города Улан-Удэ в объеме 213,07 млн рублей.

Кроме того, в 2023 году в результате конкурса Минэкономразвития России на господдержку инвестпроектов девять предпринимателей из Бурятии выиграли грант на создание модульных гостиниц на сумму 314,9 млн рублей. Реализация проектов планируется до конца 2024 года. Появление 9 новых модульных гостиниц ожидается в Тункинском, Прибайкальском, Баргузинском и Кабанском районах.

Всего в рамках федеральной поддержки у нас появятся 46 кемпингов и модульных некапитальных средств размещения.