Договор напрямую позволит существенно сэкономить. Ведь на услуги посредников, которые доставляли питание от производителя к москвичам, город тратил около 5 млрд рублей. Теперь все будет делаться напрямую, а значит, налицо заметный плюс. Кто теперь будет кормить маленьких москвичей, и каким образом происходит закупки в Москве сегодня — Департамент города по конкурентной политике сделал выводы на основе своего опыта и внедрил новые подходы, которые должны сделать процесс проще, эффективнее и прозрачнее.
Честная конкуренция
Власти столицы заключили 3-летний контракт на поставку питания для детей и льготников. Важным фактором, объясняют в департаменте, является то, что победившая компания сама производит продукцию, имеет все соответствующие сертификаты, а в качестве предлагаемого ею питания никто не сомневается. У неё есть производственная база и необходимая квалификация.
Но не обошлось и без некоторого неприятных нюансов. «Из трех компаний, претендовавших на заключение контракта, две — это посредники, которые пытались создать искусственную конкуренцию с целью увеличения вероятности выигрыша конкурса одной из компаний, — полагает Дёгтев. — На данный момент эти компании пытаются сорвать поставку детского питания в город, ссылаясь на незаконность победы».
Он уже не раз подчёркивал, что именно прозрачность закупочных процедур гарантирует высокий уровень прозрачности московских закупок. Его департамент «заточен» на то, чтобы снизить коррупционные риски при осуществлении закупок в столице. Так, проверка на полиграфе стала эффективным инструментом противодействия и профилактики возникновения коррупционных ситуаций.
Прозрачность процедуры
Москва — лидер по совокупному объему закупок среди региональных заказчиков. И сегодня город готов усилить информирование о закупках на региональных ресурсах. Почему столица готова пойти на это? Кому и зачем это надо?
За последнее время более 1500 московских контрактов «зависли»: столичные заказчики не могут опубликовать конкурсные процедуры из-за технических сбоев в работе Единой информационной системы. Об том Геннадий Дёгтев говорил на прошлой неделе во время дискуссии «Единая информационная система закупок: технология прозрачности. Позиция Москвы» в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
«Более полутора тысяч контрактов отправлено московскими заказчиками на регистрацию в ЕИС, — говорит руководитель департамента. — Однако технические сбои в работе федеральной системе не позволяют городским заказчикам своевременно осуществлять закупки необходимых товаров, работ и услуг для исполнения социальных обязательств».
«В системе закупок Москвы участвуют две с половиной тысячи заказчиков, и их работа напрямую зависит от технологических особенностей и работоспособности системы. Когда она даёт сбой, очевидным рискам подвергается эффективность в первую очередь исполнение социальных обязательств перед горожанами», — говорит руководитель департамента. Безусловно, он очень встревожен тем, что своевременно опубликовать в ЕИС планы закупок и графиков, невозможно. А ведь это — обязательное требование законодательства с первого января нынешнего года.
Справиться с ситуацией
«Прозрачность закупочных процедур начинается с этапа планирования, — объяснил Дегтев. — Технические сбои не должны быть препятствием для обеспечения прозрачности закупок. Не «вернулись» с ЕИС 134 планов закупок и 338 планов-графиков закупок. Их публикация в системе напрямую связана с открытостью закупочных процедур для представителей бизнеса».
Конечно же, Москва не может и не хочет мириться с этим. Столичные власти предлагают воспользоваться региональным ресурсом — ЕАИСТ — как дополнением к Единой информационной системе. «Он уже работает и доказал свою эффективность. Городская корпоративная система способна обеспечить проведение закупок по единым правилам, — говорит Дёгтев. — Этот региональный ресурс работает более 10 лет, в декабре 2016 года система сертифицирована Федеральным казначейством. Предлагая заказчикам инструменты принятия оперативных управленческих решений, ЕАИСТ способен обеспечить своевременное планирование и исполнение контрактов. Сведения о закупках будут отображаться как в Единой информационной системе, так и на Портале Поставщиков Москвы, который стал информационной «витриной» городского заказа как для заказчиков, так и бизнеса».
В этом случае закупки станут максимально прозрачными, и ни у кого не будет сомнений в их безупречной реализации. И если инициативу Правительства Москвы по осуществлению юридически значимой публикации сведений о закупках одновременно на Федеральном и региональном информационных ресурсах, одобрят, то «точка входа» для представителей бизнеса на рынок закупок Москвы останется прежней.
«Это не меняет правил игры для бизнеса, — убеждена вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. — «Точка входа» будет, как и раньше, осуществляться через Единую информационную систему. Важно, чтобы предприниматели чётко понимали алгоритм действий для участия в закупочных процедурах, а заказчику необходимо придерживаться принципов открытости и доступности всех процедур. Удовлетворить потребности и той, и другой стороны сможет использование столичной корпоративной системы ЕАИСТ. В региональной системе приняты типовые требования к документации закупок, а единый подход к оформлению во многом способствует пресечению коррупционных рисков».
Вместе со схожими с ЕИС учетными функциями, ЕАИСТ позволяет заказчикам и городской власти принимать оперативные управленческие решения — для ведомственного и межведомственного согласования закупок, финансового контроля, санкционирования оплаты по контрактам, формируя документы о закупках по единым правилам.
Эксперты с таким мнением согласны и полностью поддерживают его. «Механизм, который московские власти предлагают в качестве решения проблемы с федеральной информационной системой закупок, представляется нам грамотным и своевременным. При этом главным условием перехода на региональную площадку мы видим в том, чтобы все процедуры были доступны и бизнесу, и общественности,» — говорит исполнительный директор «Ассоциации электронных торговых площадок» Илья Димитров.
«Концентрация на одном ресурсе провоцирует ситуацию, когда заказчик фактически попадает в зону риска по неисполнению своих социальных обязательств. Мы предлагаем позволить заказчикам совершать юридически значимые действия на региональных информационных системах. ЕИС должны быть переданы функции единого центра данных о закупках, доступные каждому. Нам кажется, это будет более удачной моделью взаимодействия заказчиков, бизнеса и общественности,» — поддерживает омбудсмен по закупкам, генеральный директор торгового портала «Фабрикант» Сергей Габестро.