Приоритетным направлением в развитии России на ближайший президентский срок станет решение внутренних проблем. Об этом рассказал недавно Дмитрий Песков. Пресс-секретарь Владимира Путина также заявил, что программа действий, озвученная в послании Федеральному собранию, в настоящее время будет оформлена юридически, а претворять ее в жизнь предстоит уже новому кабинету министров. Вне зависимости от конкретных фамилий задача перед обновленным составом правительства поставлена нелегкая. «Это и развитие всех секторов экономики, и качественное развитие социальной сферы, и технологическое развитие, и укрепление обороноспособности нашей страны», — поведал Песков. Все это потребует значительных вложений. Уже сейчас ведутся серьезные дискуссии по поводу источников пополнения казны.
Фискальный барьер
Многим действующим чиновникам самым очевидным выходом из положения видится фискальная реформа, направленная на увеличение собираемости налогов. Задача как можно быстрее сформировать новые налоговые условия действительно была поставлена перед правительством президентом РФ в его послании. При этом Владимир Путин подчеркнул: «Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов». Однако сегодня отдельными представителями экономического блока правительства предлагается несколько обратное.
Например, Минфин выступает за одновременное снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% и повышение НДС с 18% до 22%. Но против повышения НДФЛ до 15%, за которое ратует вице-премьер Аркадий Дворкович: «Мы жили с тринадцатипроцентным налогом достаточно долго, и, если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс». Эксперты не видят в этой мере необходимости в условиях прогнозируемого профицита бюджета. В противном случае, по их мнению, без перехода на прогрессивную шкалу это приведет к увеличению фискальной нагрузки на бизнес.
Руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин вообще предлагает не менять налоговую нагрузку ни на бизнес, ни на граждан как минимум до следующих выборов. Бывший министр финансов РФ считает, что о налоговой реформе можно говорить только в период устойчивого экономического роста и сегодня необходимо сосредоточиться на решении именно этой задачи. По мнению Кудрина, у будущего правительства будет лишь два года на то, чтобы реализовывать повестку изменений, чтобы делать все то, что откладывали на протяжении последних лет.
Коварный акциз
ЦСР и сам готовит предложения по совершенствованию развития налоговой системы, которые, предположительно, будут включены в стратегию развития страны на ближайшие шесть лет. Так, в марте этого года в центре прошло обсуждение перспективных направлений акцизной политики в алкогольной отрасли. Тема весьма актуальная и имеет целый ряд не только экономических, но и социальных аспектов. В фокусе исследований центра — в частности, вопрос влияния акцизной политики на снижение алкоголизации населения и борьбу с теневым рынком.
Эксперты ЦСР единодушны во мнении о том, что рост акцизов не только не решит поставленные социальные задачи, но, наоборот, усугубит проблемы. Как считают специалисты, алкогольная отрасль требует взвешенной и крайне осторожной фискальной политики. По словам заместителя министра финансов Ильи Трунина, регулирование и контроль отрасли должны быть такими, чтобы исключить уход части рынка в «серую» зону при любых налоговых изменениях.
Руководитель экспертной группы ЦСР по налоговой политике Сергей Шаталов отнес к теневому рынку и алкогольную продукцию, поступающую из стран-участниц ЕАЭС. Эта проблема, по его словам, связана с тем, что акцизы на пиво в России в настоящий момент в два раза выше, чем в Казахстане и Белоруссии. Решить ее, как считает специалист, помогла бы гармонизация ставок.
Работа над ошибками
Еще в 2013 году эксперт Института Гайдара Илья Соколов отмечал, что налогообложение алкоголя в России «имеет исключительно фискальную направленность». «Складывается ощущение, что акцизная политика не определилась с тем, какой тип потребления алкоголя должен быть сформирован в долгосрочной перспективе», — говорил он, сетуя на то, что акцизы на пиво и крепкий алкоголь в пересчете на литр чистого спирта отличаются всего на 25%. Сегодня, в ходе организованной ЦСР дискуссии, Соколов по-прежнему говорит о налоговой нагрузке, которую бизнес будет стараться избежать. Соответственно, дальнейшее увеличение ставок акцизов, по его мнению, не приведет к росту поступлений в бюджет. При этом именно налоговые методы регулирования отрасли, как полагают эксперты, являются одним из ключевых механизмов, способных в перспективе сделать рынок более цивилизованным.
О том, что фискальная реформа должна учитывать негативный опыт налогообложения, говорил и сам президент. Во время своего послания Федеральному собранию Путин привел пример налога на имущество физлиц, который формируется исходя из кадастровой стоимости. «Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает», — сказал глава государства. «Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали», — резюмировал президент.
Сам же Владимир Путин назвал источниками роста экономики повышение производительности труда, увеличение инвестиций в модернизацию и технологическое перевооружение, а также развитие малого предпринимательства и несырьевого экспорта.
Смотрите также:
- Бой офшорам, патенты — мигрантам. Важные экономические темы послания Путина →
- От пенсий до обороны. Основные пункты бюджетного послания Путина →
- Сахалинский офшор: создаст ли Россия свой Кипр? →