Стена популизма. Пять эпатажных, но так и не реализованных проектов Яценюка

Арсений Яценюк. © / www.globallookpress.com

Из-за нехватки средств Украина приостановила строительство стены на границе с Россией, как сообщила глава Харьковской областной администрации Юлия Светличная. По её словам, денег сейчас хватает только на поддержание уже возведённых конструкций.

   
   

Забор со рвами, колючей проволокой и средствами автономного поражения — пожалуй, самый известный проект экс-премьера Незалежной Арсения Яценюка. Стоимость строительства, впрочем, как и сроки сдачи объекта, регулярно менялась: если изначальная смета предполагала расходы в 100 млн евро, то со временем она увеличилась до 320 млн. Возвести стену должны были в 2015 году, однако, как мы видим, проект не реализован по сей день.  

АиФ.ru предлагает вспомнить другие инициативы Арсения Яценюка, которые так и не были реализованы. 

Газовая незалежность

Одним из ключевых пунктов политической программы бывшего премьера Украины была энергетическая независимость от России: как минимум раз в месяц Яценюк напоминал о её скором наступлении. В декабре 2015 года он даже пообещал превращение Украины из импортёра газа в экспортёра. «Наша цель — в течение десяти лет вообще лишиться импортного природного газа, увеличить собственную добычу и стать полностью энергонезависимой страной. Через 10 лет Украина будет в состоянии экспортировать природный газ», — говорил он в эфире телеканала «112 Украина». 

В данный момент Киев покупает реверсный газ у Польши, Венгрии и Словакии (которые сами являются импортёрами российского сырья). От поставок «голубого топлива» из РФ Яценюк отказался в ноябре 2015 года, сославшись на его дороговизну. По его словам, благодаря закупкам газа у соседей по ЕС, расходы государства снизились. В действительности же спустя год глава «Нафтогаза» Андрей Коболев признал, что европейский газ обходится Киеву дороже российского. 

В свою очередь, министр энергетики Украины Игорь Насалик привёл свои подсчёты: тысяча кубометров топлива из ЕС обходится в 185 долларов, в то время как топливо из РФ стоило бы 140. 

Кстати, вопреки планам Яценюка, Киев всё-таки проводит переговоры с Москвой о возобновлении поставок газа. В конце прошлого года украинская делегация заявила о готовности возобновить импорт сырья из РФ, а российская сторона подтвердила, что готова обеспечить поставки сырья на Украину. 

   
   

Угольная незалежность

Экс-премьер Украины отказывался не только от газа, но и от российского (а также донбасского) угля, что в итоге привело к энергетическому коллапсу. В августе 2015 года нехватка ресурсов спровоцировала остановку ряда теплоэлектростанций.

Отказавшись от топлива из РФ и самопровозглашённых республик Донбасса, Киев договорился о закупке угля из ЮАР. Однако с ним у Украины не срослось: страна успела получить только первую партию сырья, после чего Генпрокуратура заинтересовалась прозрачностью сделки и завела дело на основе подозрений в растрате госимущества. После этого британский трейдер отказался продавать южноафриканское топливо Киеву. 

В прошлом году Украина у Южно-Африканской Республики уголь не покупала. Киев закупал уголь у Донецкой Народной Республики, как сообщил глава ДНР Александр Захарченко. 

«Мы торгуем с Украиной. Это больная тема для Порошенко. Но без нашего угля Украина не выживет, как и без российского газа», — цитирует Захарченко «РИА Новости». 

Отказ от нефтепродуктов

В рамках программы по достижению энергетической независимости от России Арсений Яценюк грозил запретить закупку у РФ нефтепродуктов. Такое распоряжение экс-глава правительства давал министерству экономического развития. 

«У меня будет поручение торговому представителю. Мы ввели ряд санкций против РФ, однако в этот список не попала закупка нефтепродуктов из России. Прошу министерство экономики проработать механизм запрета импорта нефтепродуктов из страны-агрессора, которым является Российская Федерация», — говорил Яценюк.

Сейчас Киев по-прежнему закупает нефтепродукты у РФ. 

Пустой поезд

Проект поезда по т. н. «Новому шёлковому пути» — одна из немногих неэнергетических инициатив Яценюка, но и она носит антироссийский характер. Маршрут состава проходил в обход России по территории Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана к границе с Китаем. Анонсируя этот проект, экс-премьер-министр утверждал, что он поможет национальной экономике найти альтернативный путь для экспорта и «откроет возможности для бизнеса». 

Но проблемы у поезда начались чуть ли не с самого старта. Во-первых, вместо заявленных 11 дней в пути состав шёл 15 суток. А стоимость перевозки одного контейнера оказалась дороже традиционного транзита через Россию. «Сейчас стоимость перевозки одного контейнера около 5,5 тысячи долларов, это, надо признаться, несколько дороже, чем традиционный путь через РФ. Но если мы сможем полностью загружать состав, мы снизим стоимость перевозки», — надеялся Яценюк. 

Но полностью загружать состав не получилось: из путешествия по Китаю, Казахстану, Азербайджану, Грузии поезд вернулся... пустым. 

После этого украинцы с железнодорожными маршрутами в Поднебесную не экспериментируют.

Ненужная ГТС

Ещё одна провалившаяся инициатива Арсения Яценюка — продажа доли национальной газотранспортной системы (ГТС) инвесторам из Евросоюза и США. А вот участие РФ в обсуждении продажи украинской ГТС в Киеве исключили. 

После принятия закона о реформировании ГТС предполагалось, что управление газотранспортной системой перейдёт к компании-оператору, где до 49% может принадлежать западным инвесторам. 

Однако привлечь инвесторов из США и Евросоюза украинцам не удалось: ни один здравомыслящий инвестор не станет вкладывать деньги в ГТС (кстати, изношенную на 50-60%), пока не будет понимать, какие у Киева взаимоотношения с «Газпромом». Пока их добрыми никак не назовёшь: Москва судится с Киевом из-за многомиллиардных долгов за газ, Киев судится с Москвой из-за стоимости топлива и условий газового контракта.