ФНПР — самое крупное объединение трудящихся России. В его состав входят свыше ста профсоюзных объединений, в том числе 40 общероссийских профсоюзов, объединяющих более 20 млн человек. Оно было образовано в 1990 году, как независимый от государства, политических и предпринимательских структур национальный центр.
В работе предыдущего съезда принимал участие Президент РФ Владимир Путин, который особо отметил позитивную роль Федерации независимых профсоюзов в укреплении и консолидации гражданского общества. «Вы в полной мере осознаёте, насколько это важно для России, понимаете, что только в атмосфере стабильности и взаимопонимания можно динамично и успешно двигаться вперёд и добиваться реальных результатов в отстаивании и защите социально-трудовых прав граждан России», — сказал тогда глава государства.
Среди основных вопросов повестки X съезда — выборы председателя ФНПР и новая программа, которая называется «За справедливую экономику». Кроме этого, делегатам будет предложено принять специальную резолюцию «Комплексное развитие Российского Севера — гарантия достойной жизни северян», которая была разработана по инициативе крупнейшего производственного профсоюза страны — Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз России), объединяющего более 1,2 млн человек, работающих в ведущих нефтегазовых компаниях, таких как Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Транснефть, СИБУР, НОВАТЭК.
Общеизвестно, что львиная доля нефти и газа добывается именно в северных регионах России. Там же живут и работают большинство членов Нефтегазстройпрофсоюза России и их семьи. Поэтому неслучайно, что именно этот профсоюз сосредоточил свое внимание на решении социально-экономических проблем северных территорий, которые вносят значительный вклад в бюджет страны, представляют существенные геополитические и экономические интересы России, определяют её положение в мире.
Поэтому, очевидно, что устойчивое развитие Российского Севера, через развитие промышленности и повышения качества жизни — это первоочередная задача государства, реализовать которую возможно только приняв комплексные решения. Между тем сегодня эти регионы существуют и развиваются в основном за счет отдельных крупных компаний, а система государственных гарантий и компенсаций, сыгравшая в советский период ключевую роль в освоении Севера, в новых социально-экономических условиях практически утратила свои некогда весомые материальные преимущества.
Так, например, данные Росстата свидетельствуют о сближении размера общероссийской средней заработной платы со средним «северным рублем». При этом соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума во многих северных регионах ниже, чем в среднем по стране. Последние изменения пенсионного законодательства также отрицательно влияет на привлекательность жизни на Севере.
При этом страховая пенсия по старости по-прежнему назначается мужчинам в 60 лет, а женщинам — в 55 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж, соответственно, 25 и 20 лет. Таким образом, требования к страховому стажу, необходимого для «северной» пенсии, не изменились. Получается, что государство все-таки признает особые условия работы на Севере, но игнорирует тот факт, что люди в результате повышения пенсионного возраста вынуждены продолжать работать и за пределами уже накопленного необходимого стажа, что еще больше ухудшает состояние их здоровья. Вместе с этим для коренных малочисленных народов Севера прежний возраст выхода на пенсию сохранен, что, по мнению профсоюзов, как минимум, несправедливо по отношению к представителям других национальностей и сомнительно в конституционном плане.
По предложению профсоюзных организаций компаний, работающих на Севере, в январе нынешнего года Нефтегазстройпрофсоюз России инициировал сбор подписей под обращением в Госдуму РФ за исключение северян из перечня категорий граждан, в отношении которых новое законодательство предусматривает повышение пенсионного возраста. На сегодня собрано уже более 100 тысяч подписей, и они продолжают поступать.
Для защиты социально-трудовых прав и экономических интересов работников северных регионов съезд Федерации независимых профсоюзов намерен обратить внимание органов государственной власти на необходимость разработки комплексной программы по развитию Арктической зоны, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом их экономического значения и климатических особенностей. Причем к созданию такой программы следует привлечь и общественные институты, включая профессиональные союзы.
Нефтегазстропрофсоюз уже неоднократно предлагал создать отдельный федеральный орган исполнительной власти, занимающийся исключительно проблемами Арктических территорий и Севера, а также выступал за объединение множества разрозненных подзаконных актов в единый документ — государственную программу развития этих регионов, в которую бы вошли как уже действующие экономические меры, так и вновь разработанные механизмы для привлечения людей и бизнеса на Север.
К примеру, в Канаде экономикой северных территорий страны занимается специальное агентство. Этим регионам выделяются дополнительные ресурсы в виде трансфертов, размер которых при пересчете на одного «северного» жителя более чем в 10 раз превышает среднее значение по Канаде. Аналогичная ситуация в Норвегии, где действует государственная стратегия устойчивого развития северных регионов на 2011-2030 годы, которая предусматривает ряд налоговых льгот для бизнеса, в том числе освобождение от взносов в фонд социального страхования, пониженный налог на потребление электроэнергии, а для населения — более низкие ставки подоходного налога.
Со своей стороны ФНПР и входящие в нее отраслевые профсоюзы, включая Нефтегазстройпрофсоюз России будут, в частности, добиваться законодательного определения мер государственной поддержки обеспечения жильем при переезде на Север, в том числе льготного ипотечного кредитования для молодых семей, повышения транспортной доступности северных регионов, особых подходов к оказанию медицинской помощи в экстремальных природно-климатических условиях, в том числе расширения программы «Земский доктор» и дополнительных экономических и социальных стимулов для привлечения молодежи (до 35 лет).
Смотрите также:
- Эксперт: новая схема индексации пенсий решит проблему самых уязвимых групп →
- Точки роста. Эксперты — о реформе акцизной политики →
- В России появятся плановые «пятилетки» →