Завтра в северной столице открывается Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Прошлогодний ПМЭФ проходил практически в самом начале обострения украинского кризиса и антироссийской политики Запада. Можно сказать, что именно на нём был определён вектор по диверсификации внешних связей нашей страны и развороту на Восток. Так, год назад в Санкт-Петербурге был подписан исторический газовый контракт между Россией и Китаем, к которому стороны шли почти десять лет. Помимо соглашения между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, РФ утвердила порядка четырёх десятков сделок с партнёрами из Поднебесной.
В этом году к «русскому Давосу», как называют Петербургский международный экономический форум, приковано не меньшее внимание: одни СМИ публикуют подробности речи Владимира Путина на ПМЭФ, другие пишут, что для перезагрузки отношений с Москвой в Северную столицу прибудет саудовский принц Мухаммед бен Салман. Особенность сегодняшнего экономического форума в том, что он проходит почти год спустя после охлаждения отношений РФ и Запада и введения антироссийских санкций. Чего ждать от ПМЭФ-2015, АиФ.ru рассказали эксперты.
Тамара Касьянова, к.э.н., первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»
Однако выход к европейскому рынку заимствований российским компаниям вряд ли предоставят. Российская сторона будет, скорее всего, рассказывать об успехах в азиатско-тихоокеанском регионе, возможно, прояснится ситуация с участием России в качестве привилегированного члена Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), что могло бы дать импульс возврату капитала в Россию или, что более важно, повышению интереса китайских инвесторов к надёжным и заверенным АБИИ российским активам. Об этом, вероятно, будут говорить на форуме в большей степени, чтобы, так сказать, «подзадорить» Запад.
Необходимо понимать, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе за многие годы сложились совершенно другие типы партнёрских взаимоотношений в среде бизнесменов. Российской экономике, которая долгие годы была ориентирована на работу с Западом, эта модель непривычна. Те же китайские или корейские компании на своих родных рынках имеют многолетние отношения и вряд ли так просто пустят в свои финансовые схемы и потоки «чужаков» в лице российского бизнеса.
Заявление американской администрации о том, что официальный Вашингтон не будет присутствовать на экономическом форуме, вряд ли заставит представителей частных американских компаний из крупного и среднего бизнеса отказаться от участия в форуме. Далеко не все западные компании готовы легко отказаться от многомиллионного российского розничного рынка. Ярким примером здесь могут служить международные платёжные системы, которые не только остались в России, но и приняли участие в создании НСПК.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»
Виталий Манжос, старший аналитик АКИБ «Образование»
Таким образом, Россия продемонстрирует логичное смещение экономических интересов и приоритетов с запада на восток в условиях действующих ограничительных мер со стороны Европейского союза и США. Это, в свою очередь, должно поколебать уверенность западных стран в целесообразности действующих санкций. Вместе с тем внимание на теме острого геополитического противостояния в восточной Европе, скорее всего, акцентироваться не будет.