В прошлом году Россия экспортировала в Евросоюз 3,74 млн тонн стальной продукции, свидетельствуют данные европейской металлургической ассоциации Eurofer.
В марте ЕС наложил санкции на российскую сталь и железо — запрещен импорт форм и профиля чугуна, изделий из арматуры и проволоки, листов с металлическим покрытием, сварных и бесшовных труб и т. д. Незадолго до этого под санкции попал владелец «Северстали» Алексей Мордашов, и европейские покупатели начали отказываться от российской стали.
Традиционно металлургические предприятия России экспортируют около 40% своей продукции. Куда теперь переориентируются поставки, АиФ.ru узнал у экспертов.
С запада на восток
Помимо Европы большой спрос на российские металлы есть на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Азии. Российские экспортеры по-прежнему могут продавать в страны Содружества Независимых Государств, такие как Казахстан, Туркменистан и другие, также высока доля продаж и на внутреннем рынке, поясняет эксперт.
Ключевым альтернативным экспортным направлением для российских производителей является азиатское, но цены там ниже, чем в Евросоюзе.
На восточном направлении, прежде всего, экспортировать российские металлы будут в Китай, Индию, ближневосточные страны.
«Ближний Восток — это скорее транзитный пункт для поставок металлов из России в другие части Азии, и местные трейдеры будут прогибать наших металлургов по ценам, чтобы хорошо заработать на перепродаже плоского и сортового проката или труб. Какие-то объемы будут использованы в местных строительных и инфраструктурных проектах, но нельзя забывать про наличие на Ближнем Востоке собственных металлургических заводов, созданных за последние 30 лет», — делится Хазанов.
Остается Индия с ее растущим рынком. Здесь шансы, по оценке экономиста, повыше. Впрочем, существует риск столкнуться с китайскими компаниями, давно поставляющими свою продукцию в Индию. «Вообще везде в Азии нашим поставщикам приходится конкурировать с коллегами из КНР», — добавляет он.
Что касается цветных металлов (медь, никель) ситуация с ними будет полегче, поскольку они востребованы и в Китае, и в Индии. Но все равно покупатели будут торговаться за каждый доллар и отчаянно добиваться скидок, предупреждает Хазанов.
Доставка подорожает
При выходе на новые рынки, производителям придется менять логистику. При переориентации российских металлургов на восток, расстояние доставки грузов увеличится в три с лишним раза — с 2,3 тысяч до 7,9 тысяч километров, подсчитали в ассоциации «Русская сталь». Это дополнительные расходы в 17 миллиардов рублей в год. Также увеличатся траты на фрахт — в настоящее время его стоимость в турецкие морские порты увеличилась в 2,5 раза, а в морские порты КНР и вовсе в 4 раза, передает РБК.
Российские поставщики ищут экспортные возможности в обход санкций и пытаются найти альтернативные способы доставки, поскольку некоторые грузовые компании избегают Черного моря — ключевого маршрута для поставок стали и сырья из России.
«Считается, что санкции в отношении России приведут к нарушению цепочки поставок ряда металлов и продукции, и восстановление всей цепочки поставок может занять до нескольких месяцев. Цены останутся высокими. Платежи из-за санкций будут осуществляться с задержкой, и потребуется задействовать сложные механизмы, а стоимость морских перевозок и страхования, вероятно, резко возрастет, что еще больше повлияет на цены на металлы и сырьевые товары в России и мире. Продажи по высоким ценам продукции металлургов нивелируют негативные последствия санкций в виде уменьшения объемов экспорта и курса рубля», — прогнозирует Сагалаев.
«Ситуация на экспортном рынке трудная, но решаемая, потому что многие страны не поддерживают санкции. Заказы на продукцию российских сталелитейщиков и металлургов уже полностью забронированы на несколько месяцев вперед», — добавляет он.
Источники:
https://www.rbc.ru/business/04/04/2022/6242c26f9a79474e49d2f17