Раскол по-европейски. Как беженцы и санкции против России поссорили ЕС

Ряд политологов и экономистов ещё год назад предсказывали, что 2015 год станет переломным в судьбе Евросоюза. Действительно, к угрозам выхода из союза Великобритании, нарастающим антиевропейским настроениям и финансовым проблемам той же Греции добавились новые вызовы. Главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Морис Обстфельд не исключает, что текущая ситуация внутри ЕС может спровоцировать «кошмарный сценарий».

   
   

Что на самом деле угрожает Объединённой Европе? Об этом АиФ.ru рассказал руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелёв.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Борис Александрович, какой главный вызов на сегодняшний день стоит перед Евросоюзом?

Борис Шмелёв: По моим ощущениям, сейчас Евросоюз подошёл к очередному рубежу в своём развитии. И тот глубокий кризис, который он переживает, как раз и свидетельствует о том, что старые формы организации отношений в рамках ЕС себя исчерпали и что союз должен подняться на новую ступень развития.

Сейчас развитие ЕС подошло к такому этапу, когда необходимо ограничение национальных суверенитетов стран-членов Евросоюза и передача этих суверенитетов в надгосударственные структуры. По существу, речь идёт о том, что им приходится делать ещё один шаг к формированию «Объединённых Штатов Европы».

Этот процесс, естественно, вызывает сопротивление со стороны государств, которые не хотят отказываться от суверенитетов в пользу национальных надгосударственных структур. Это вызывает сопротивление и со стороны населения — оно не доверяет тем управленческим структурам, которые будут принимать какие-то решения, касающиеся их жизни.

От того, сумеет ли ЕС выйти из этого очень сложного положения, найти некий консенсус, и будет зависеть его судьба.

   
   

— В МВФ одним из рисков, угрожающих стабильности Европейского союза, называют выход из него Великобритании. Что ждёт ЕС в случае, если его покинет вторая экономика союза?

— Желание Великобритании покинуть ЕС, если не будут удовлетворены её претензии, как раз и является выражением остроты положения, о котором я говорил выше. Смысл требований Британии сводится к тому, что она не хочет отказываться от своего суверенитета, не хочет передавать функции национального государства в какие-то наднациональные органы. Лондон настаивает как раз на том, чтобы этого не происходило. Он тормозит процесс налаживания не только экономической, но и политической интеграции. И выход Великобритании из ЕС нанесёт мощный удар по Евросоюзу. Но и удовлетворение их требований будет означать дальнейшее торможение процесса преобразований внутри союза. Палка о двух концах, и где тут будет найдена развязка, не ясно.

— Не запустит ли гипотетический выход Великобритании из Евросоюза волну новых референдумов о независимости в Шотландии, Каталонии и так далее?

— Ещё одна вещь, очень важная для единства ЕС и для осознания процессов в нём: ситуации в Каталонии, Шотландии и ряде других стран говорят о том, что там усиливаются сепаратистские настроения.

Чего им не хватает? На первый взгляд: демократическая система правления, высокий уровень жизни, удовлетворяются все требования населения. Тем не менее они претендуют на независимость. Если посмотреть в более широком плане, то мы увидим, что идёт переформатирование политического пространства, это связано с потребностями экономики.

В условиях глобализации, связывания всех экономик ЕС в единую производственную цепочку возрастает роль регионов, и в этих условиях существование национального государства тормозит развитие этой самой глобализации, встаёт на пути деятельности наднациональных, глобальных компаний. Поэтому размывание национального суверенитета, роли национального государства является одной из основных тенденций и в развитии Европы, и в развитии мира.

О том, что национальное государство представляет собой существенный тормоз на пути укрепления народной безопасности и развития мировой системы экономических отношений, было сказано ещё в докладе Римского клуба под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи в начале 70-х годов. Сейчас то, о чём он писал, встало в полный рост. Поэтому размывание нацгосударств будет происходить болезненно.

Если произойдёт выделение Каталонии как независимого государства, то встанет вопрос о расколе Бельгии, усилятся сепаратистские настроения в Италии. Это будет подрывать и позиции самого ЕС, потому что эти новые государства должны будут проходить процедуру вступления в Евросоюз.

— На то, что потенциальные кандидаты на членство в ЕС смогут заменить нацеленных на независимость стран-участниц Евросоюза, надеяться не приходится?

— Расширение Европейского союза создаёт массу проблем для него. То же включение в состав ЕС стран Балтии в 2004–2007 годах было мотивировано не экономическими интересами, а геополитическими. Политические резоны для принятия этих государств в союз не коррелировались с их реальным экономическим состоянием, поскольку их экономики не соответствовали тем требованиям, которые предъявляются к другим кандидатам.

Сейчас идёт подготовка приёма в ЕС балканских стран, включения туда Сербии, Черногории, за ними, видимо, встанет вопрос о Македонии, Боснии и Герцеговине. Хоть эти страны и небольшие, они создадут дополнительную нагрузку на ЕС, создадут дополнительные политические проблемы. Всё это осложняет ситуацию в Евросоюзе, и это тоже не содействует его политической консолидации.

— В этом году Евросоюз столкнулся с сильнейшим наплывом мигрантов из Северной Африки и с Ближнего Востока. Брюсселю даже пришлось создавать фонд помощи для предотвращения притока беженцев из африканских стран. Насколько проблема с мигрантами угрожает ЕС?

— Мало того что наплыв мигрантов провоцирует разлады внутри Евросоюза и обременяет экономику ЕС, он вызывает рост радикальных националистических настроений. И мы это видим уже сейчас: недовольства в Польше, в Германии и Франции.

Усиление позиций правых партий означает усиление негативных настроений в этих странах в отношении ЕС. В общем-то, правые партии чаще всего выступают с критикой позиций ЕС и часто ставят вопрос: «А нужно ли вообще нам членство в Евросоюзе?».

Естественно, что правые будут блокировать тенденции, попытки к трансформации ЕС на принципах федерализма, попытки трансформировать ЕС в «Объединённые Штаты Европы». Всё это будет откладывать процесс реформ, необходимых для дальнейшего развития ЕС, а это представляет очень большой вызов для ЕС.

— Насколько охлаждение отношений с Россией и взаимное санкционное противостояние может угрожать Евросоюзу, ведь наша страна была ключевым торгово-экономическим партнёром ЕС, а сейчас мы видим, что европейцы заметно сократили экспорт товаров и услуг в РФ.

— Евросоюз развернулся в сторону интеграции с США. Создаётся Трансатлантический союз. Конечно, эта интеграция вызывает немало сомнений среди европейских государств. С одной стороны, создание зоны свободной торговли с Америкой несёт определённые преимущества для экономики, поскольку европейские производители получают льготы для присутствия на рынке США.

Но с другой стороны, происходит ужесточение конкуренции между американскими товарами и европейскими. Здесь будут и проигравшие, и выигравшие. Этот разрыв между интересами одной группы стран и другой будет негативно влиять на единство ЕС. Будет расшатывать и подрывать его.

Поэтому большое значение сейчас имеет развитие отношений с РФ, потому что Евросоюз заинтересован в укреплении сотрудничества в силу нашего крупного рынка, в силу наличия природных ресурсов, с помощью которых ЕС мог бы нормально функционировать, чтобы его продукция была более конкурентоспособной в своём противостоянии с американской.

Здесь мы видим очевидный раскол позиций и взглядов в подходе ЕС к сотрудничеству с Россией. Часть стран выступает за прекращений санкций — Германия, Франция, Италия, Испания, Греция; другие — это бывшие социалистические страны, страны Восточной Европы — Балтии, скандинавские страны, Великобритания. Этот раскол в подходах к очень важному для ЕС вопросу также подрывает стабильность в нём и, естественно, представляет вызов для его трансформации.