Ряд политологов и экономистов ещё год назад предсказывали, что 2015 год станет переломным в судьбе Евросоюза. Действительно, к угрозам выхода из союза Великобритании, нарастающим антиевропейским настроениям и финансовым проблемам той же Греции добавились новые вызовы. Главный экономист Международного валютного фонда (МВФ) Морис Обстфельд не исключает, что текущая ситуация внутри ЕС может спровоцировать «кошмарный сценарий».
Елена Трегубова, АиФ.ru: Борис Александрович, какой главный вызов на сегодняшний день стоит перед Евросоюзом?
Борис Шмелёв: По моим ощущениям, сейчас Евросоюз подошёл к очередному рубежу в своём развитии. И тот глубокий кризис, который он переживает, как раз и свидетельствует о том, что старые формы организации отношений в рамках ЕС себя исчерпали и что союз должен подняться на новую ступень развития.
Сейчас развитие ЕС подошло к такому этапу, когда необходимо ограничение национальных суверенитетов стран-членов Евросоюза и передача этих суверенитетов в надгосударственные структуры. По существу, речь идёт о том, что им приходится делать ещё один шаг к формированию «Объединённых Штатов Европы».
Этот процесс, естественно, вызывает сопротивление со стороны государств, которые не хотят отказываться от суверенитетов в пользу национальных надгосударственных структур. Это вызывает сопротивление и со стороны населения — оно не доверяет тем управленческим структурам, которые будут принимать какие-то решения, касающиеся их жизни.
От того, сумеет ли ЕС выйти из этого очень сложного положения, найти некий консенсус, и будет зависеть его судьба.
— В МВФ одним из рисков, угрожающих стабильности Европейского союза, называют выход из него Великобритании. Что ждёт ЕС в случае, если его покинет вторая экономика союза?
— Желание Великобритании покинуть ЕС, если не будут удовлетворены её претензии, как раз и является выражением остроты положения, о котором я говорил выше. Смысл требований Британии сводится к тому, что она не хочет отказываться от своего суверенитета, не хочет передавать функции национального государства в какие-то наднациональные органы. Лондон настаивает как раз на том, чтобы этого не происходило. Он тормозит процесс налаживания не только экономической, но и политической интеграции. И выход Великобритании из ЕС нанесёт мощный удар по Евросоюзу. Но и удовлетворение их требований будет означать дальнейшее торможение процесса преобразований внутри союза. Палка о двух концах, и где тут будет найдена развязка, не ясно.
— Не запустит ли гипотетический выход Великобритании из Евросоюза волну новых референдумов о независимости в Шотландии, Каталонии и так далее?
— Ещё одна вещь, очень важная для единства ЕС и для осознания процессов в нём: ситуации в Каталонии, Шотландии и ряде других стран говорят о том, что там усиливаются сепаратистские настроения.
Чего им не хватает? На первый взгляд: демократическая система правления, высокий уровень жизни, удовлетворяются все требования населения. Тем не менее они претендуют на независимость. Если посмотреть в более широком плане, то мы увидим, что идёт переформатирование политического пространства, это связано с потребностями экономики.
В условиях глобализации, связывания всех экономик ЕС в единую производственную цепочку возрастает роль регионов, и в этих условиях существование национального государства тормозит развитие этой самой глобализации, встаёт на пути деятельности наднациональных, глобальных компаний. Поэтому размывание национального суверенитета, роли национального государства является одной из основных тенденций и в развитии Европы, и в развитии мира.
О том, что национальное государство представляет собой существенный тормоз на пути укрепления народной безопасности и развития мировой системы экономических отношений, было сказано ещё в докладе Римского клуба под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи в начале 70-х годов. Сейчас то, о чём он писал, встало в полный рост. Поэтому размывание нацгосударств будет происходить болезненно.
Если произойдёт выделение Каталонии как независимого государства, то встанет вопрос о расколе Бельгии, усилятся сепаратистские настроения в Италии. Это будет подрывать и позиции самого ЕС, потому что эти новые государства должны будут проходить процедуру вступления в Евросоюз.
— На то, что потенциальные кандидаты на членство в ЕС смогут заменить нацеленных на независимость стран-участниц Евросоюза, надеяться не приходится?
— Расширение Европейского союза создаёт массу проблем для него. То же включение в состав ЕС стран Балтии в 2004–2007 годах было мотивировано не экономическими интересами, а геополитическими. Политические резоны для принятия этих государств в союз не коррелировались с их реальным экономическим состоянием, поскольку их экономики не соответствовали тем требованиям, которые предъявляются к другим кандидатам.
Сейчас идёт подготовка приёма в ЕС балканских стран, включения туда Сербии, Черногории, за ними, видимо, встанет вопрос о Македонии, Боснии и Герцеговине. Хоть эти страны и небольшие, они создадут дополнительную нагрузку на ЕС, создадут дополнительные политические проблемы. Всё это осложняет ситуацию в Евросоюзе, и это тоже не содействует его политической консолидации.
— В этом году Евросоюз столкнулся с сильнейшим наплывом мигрантов из Северной Африки и с Ближнего Востока. Брюсселю даже пришлось создавать фонд помощи для предотвращения притока беженцев из африканских стран. Насколько проблема с мигрантами угрожает ЕС?
— Мало того что наплыв мигрантов провоцирует разлады внутри Евросоюза и обременяет экономику ЕС, он вызывает рост радикальных националистических настроений. И мы это видим уже сейчас: недовольства в Польше, в Германии и Франции.
Усиление позиций правых партий означает усиление негативных настроений в этих странах в отношении ЕС. В общем-то, правые партии чаще всего выступают с критикой позиций ЕС и часто ставят вопрос: «А нужно ли вообще нам членство в Евросоюзе?».
Естественно, что правые будут блокировать тенденции, попытки к трансформации ЕС на принципах федерализма, попытки трансформировать ЕС в «Объединённые Штаты Европы». Всё это будет откладывать процесс реформ, необходимых для дальнейшего развития ЕС, а это представляет очень большой вызов для ЕС.
— Насколько охлаждение отношений с Россией и взаимное санкционное противостояние может угрожать Евросоюзу, ведь наша страна была ключевым торгово-экономическим партнёром ЕС, а сейчас мы видим, что европейцы заметно сократили экспорт товаров и услуг в РФ.
— Евросоюз развернулся в сторону интеграции с США. Создаётся Трансатлантический союз. Конечно, эта интеграция вызывает немало сомнений среди европейских государств. С одной стороны, создание зоны свободной торговли с Америкой несёт определённые преимущества для экономики, поскольку европейские производители получают льготы для присутствия на рынке США.
Но с другой стороны, происходит ужесточение конкуренции между американскими товарами и европейскими. Здесь будут и проигравшие, и выигравшие. Этот разрыв между интересами одной группы стран и другой будет негативно влиять на единство ЕС. Будет расшатывать и подрывать его.
Поэтому большое значение сейчас имеет развитие отношений с РФ, потому что Евросоюз заинтересован в укреплении сотрудничества в силу нашего крупного рынка, в силу наличия природных ресурсов, с помощью которых ЕС мог бы нормально функционировать, чтобы его продукция была более конкурентоспособной в своём противостоянии с американской.
Здесь мы видим очевидный раскол позиций и взглядов в подходе ЕС к сотрудничеству с Россией. Часть стран выступает за прекращений санкций — Германия, Франция, Италия, Испания, Греция; другие — это бывшие социалистические страны, страны Восточной Европы — Балтии, скандинавские страны, Великобритания. Этот раскол в подходах к очень важному для ЕС вопросу также подрывает стабильность в нём и, естественно, представляет вызов для его трансформации.