Примесей не просили. Почему покупатели отказываются от сланцевой нефти США?

Экспортный бум

Экспорт нефти у США растёт высокими темпами. Агентство Bloomberg приводит такие данные: в конце 2012 г. на экспорт уходило менее 100 тыс. барр./день, в декабре 2018 г. — 2,5 млн барр./день. 

   
   

Прогнозы нефтетрейдеров и глав сланцевых компаний весьма оптимистичны: они считают, что к концу 2020 г. экспорт достигнет 5 млн барр./день, увеличившись на 70% к нынешнему уровню. Если США смогут взять эту планку, то будут экспортировать больше, чем любая страна ОПЕК (кроме Саудовской Аравии), как поясняют в агентстве.

На конец прошлого года Южная Корея была крупнейшим потребителем американской нефти: туда поставлялось более 550 тыс. барр./день. Но недавно два нефтепереработчика из этой страны забраковали грузы. Причина в загрязнении нефти, затрудняющем переработку.

«В частности, переработчики обеспокоены примесями проблемных металлов, а также класса химических соединений, известных как оксигенаты, которые могут влиять на качество и тип производимого ими топлива», — поясняет в своём сообщении Bloomberg.

Откуда примеси?

Деннис Саттон, исполнительный директор американской промышленной группы «Ассоциация качества сырой нефти», рассказал агентству, что оксигенаты не содержатся в природной сырой нефти. Вероятнее всего, они попадают в неё в процессе транзита от скважины до НПЗ.

Bloomberg объясняет, как происходит транзит. Сырьё проходит долгую дорогу от сланцевых месторождений Техаса до Северной Дакоты. «Для некоторых покупателей сложная американская сеть трубопроводов, нефтехранилищ и экспортных терминалов, которая однажды помогла сделать США топовым нефтедобытчиком, стала головной болью», — сообщает агентство.

Аналитики считают, что эта сеть и увеличивает риск попадания в нефть примесей. Ведь из-за роста добычи с десятков месторождений в Северной Америке через общие притоки и магистральные трубы проходит всё: от высоколетучей нефти до вязких остатков. Такую «гремучую смесь» супертанкеры везут из Мексиканского залива в Азию.

   
   

До конца 2015 г. морские поставки сырья были в США ограничены. И теперь инфраструктура по уровню развития отстаёт от экспортного бума. 

«Вопросы о качестве, особенно об устойчивости сырья, стали постоянными после всплеска добычи американской трудноизвлекаемой нефти», — заявил агентству Джон Дрискол, главный стратег отраслевой консультационной фирмы JTD Energy Services Pte Ltd. По его мнению, экспортёрам из США следует либо доработать спецификации, либо предоставлять покупателям скидки.

И если в странах Мексиканского залива, где раньше перерабатывалась большая часть американской нефти, с низким качеством сырья «боролись» модернизацией своих НПЗ, то в Южной Корее, очевидно, не хотят взваливать на себя дополнительные расходы.

Где чище?

Однако сеть нефтепроводов и нефтехранилищ — привычная инфраструктура для нефтедобывающих стран. Аналогичную цепочку сырьё проходит и на Ближнем Востоке. Тем не менее, по мнению Bloomberg, риск появления примесей в ближневосточной нефти ниже, потому что там, как правило, транспортная инфраструктура не общая, а для каждого сорта нефти — своя. 

В подтверждение агентство ссылается на старшего вице-президента южнокорейской Hanwha Total Petrochemical Себастьяна Бариллера. По его словам, в случае американских конденсатов (тип сверхлёгкой нефти, закачиваемой в сланцевые месторождения) грузы могут быть загрязнены такими соединениями, как «оксигенаты, металлы и чистящие средства». Это провоцирует претензии к качеству американской нефти в отличие от поставок с Ближнего Востока, где характеристики сырья стабильны.

Справка 

Bloomberg не раскрыл источников информации о конфликте южнокорейских компаний с поставщиками американской нефти, но привёл детали. 

Речь идёт о двух нефтеперерабатывающие компаниях: SK Innovation и Hyundai Oilbank. Они в январе и феврале отказались принять купленные грузы нефти сорта Eagle Ford, проданные ВР.

По крайней мере один из забракованных грузов перенаправлен в китайский порт Циндао и куплен Sinochem Hongrun Petrochemical. 

Представители SK, Hanwha, Hyundai и GS Caltex заявили, что будут тщательно проверять качество поставляемого сырья, включая наличие окисленных соединений. По их словам, все грузы с крупного южно-техасского месторождения Игл-Форд загрязнены. При этом свойства нефти, добываемой в Мексиканском заливе, стабильны.

Смотрите также: