На минувшей неделе Госдума приняла в 1-м чтении законопроект о повышении минимального размера оплаты труда в России. С 1 января 2025 года МРОТ предложено поднять с 19 242 до 22 440 рублей в месяц. Одновременно изменится и размер связанных с МРОТ социальных пособий — по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В 2023 году Владимир Путин поставил задачу увеличить МРОТ к 2030 году более чем в 2 раза — как минимум до 35 тысяч рублей в месяц. Насколько успешно решается эта задача и кто выиграет от повышения минимальной зарплаты, aif.ru спросил у доктора экономических наук, главного научного сотрудника, заведующего сектором социально-экономических исследований качества и уровня жизни Центра развития человеческого потенциала Института экономики РАН Вячеслава Бобкова.
Увеличение МРОТ — это хорошо. Другой вопрос, что растет он пока не так быстро, как хотелось бы.
Хорошо, но мало?
Виталий Цепляев, aif.ru: — Вячеслав Николаевич, МРОТ вырастет на три тысячи рублей с хвостиком. Весомая прибавка?
Вячеслав Бобков: — Заметная. По словам премьера Мишустина, благодаря этому зарплаты вырастут примерно у 4,2 млн из 74 млн работающих. Причем вырастут как в бюджетном секторе, так и в коммерческом. По закону ни один работодатель не имеет права платить работнику зарплату ниже МРОТ. И если у кого-то тарифные ставки окажутся меньше, то их придется пересмотреть.
Долгое время МРОТ в России был ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. В 2020 году приняли норму, согласно которой первый показатель не может быть меньше второго. Достигнув отметки 22 440 руб., МРОТ будет уже примерно на 16% превышать прожиточный минимум для трудоспособного населения в 2025 году, по планам правительства, этот показатель составит 19 329 руб. (при этом прожиточный минимум для пенсионеров будет 15 250 руб., для детей — 17 201 руб. в месяц).
Поэтому увеличение МРОТ — это хорошо. Другой вопрос, что растет он пока не так быстро, как хотелось бы. И если, предположим, в семье даже с одним ребенком оба родителя получают зарплату на уровне МРОТ, то среднедушевой доход в такой семье все равно окажется ниже прожиточного минимума (считай, черты бедности). А по-хорошему должен быть хотя бы равен ему. Но для этого МРОТ в 2025 году должен составить примерно 29 тысяч рублей.
Государство может гарантировать выплату МРОТ бюджетникам, но это всего четверть занятых. В коммерческом секторе, где трудятся остальные три четверти, всё зависит от экономики конкретного предприятия.
— А почему нельзя увеличивать МРОТ быстрее? Кстати, до 2021 года он был привязан к размеру прожиточного минимума, а потом его привязали к медианной зарплате — величине, расположенной посередине шкалы зарплат (50% работников получают выше этого уровня, другие 50% — ниже). Нет ли здесь подвоха?
— Нет. Это просто другой способ расчета, его применяют и в других странах. В Евросоюзе, например, в 2022 году рекомендовали всем государствам-членам устанавливать МРОТ в размере 60% медианной зарплаты или 50% средней заработной платы. У нас же решили, что МРОТ должен быть не меньше 48% медианной зарплаты. Можно, конечно, постепенно повысить эту планку и до европейского уровня в 60%. Что получится? Медианная заработная плата в 2023 году у нас составила 46 751 руб. Отсчитав от неё 60%, получим МРОТ порядка 28 тыс. А если бы отсчитали 50% от средней зарплаты в организациях (74 854 руб. в 2023 году), то МРОТ получился бы порядка 37 тыс. руб.
Но такое повышение российская экономика вряд ли сразу потянет. Да, государство может гарантировать выплату МРОТ бюджетникам, но это всего четверть занятых. В коммерческом секторе, где трудятся остальные три четверти, всё зависит от экономики конкретного предприятия. Сможет ли оно в сегодняшней ситуации, когда растут и процентные ставки по кредитам, и налоги, повысить выплаты до более высокого уровня, как того требует закон о МРОТ? Или для того, чтобы это сделать, часть работников ему придется уволить? Или оно вообще будет вынуждено уйти в тень, начать химичить, платить зарплаты в конвертах? По крайней мере часть индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников и не имеющих возможности поднять им зарплату, встанет перед выбором: либо закрыться, либо работать с нарушением закона. Следовательно, упадут налоговые сборы, и тогда под угрозой окажутся выплаты МРОТ тем же бюджетникам. При определении траектории его роста всё это надо учитывать. Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Весь вопрос в том, удастся ли сохранить темп роста доходов. Ведь у экономики военного времени есть как положительные, так и отрицательные эффекты, включая демографические.
Между прочим, привязку к медианной зарплате правительство впервые ввело еще в 2021 году. Но потом на три года эту норму приостановило, посчитав, что не потянет выполнение такого обязательства. А теперь привязку снова вернуло — более того, подняло планку МРОТ с 43% до 48% медианной зарплаты. Получится ли эту планку выдержать не только в 2025 году, но и в последующий период, смогут ли власти в условиях СВО, когда они вынуждены нести высокие военные расходы, продолжать повышать «минималку» темпами выше официальной инфляции — посмотрим. Но, к чести правительства, оно хотя бы пытается это делать.
Как считать бедных
— В конечном счете повышение МРОТ преследует цель уменьшить количество бедных в России. Сколько их сегодня?
— Смотря как считать. Раньше правительство рассчитывало прожиточный минимум (по сути, черту бедности) на основе потребительской корзины, где преобладали товары повседневного спроса. Они и дорожают быстрее всего, и образуют львиную долю затрат малоимущих граждан. А сейчас за основу берется средний индекс потребительских цен. Если считать по-старому, то в 2023 году в России было 14,4 млн людей, чьи доходы недотягивали до прожиточного минимума. Если по-новому, то бедных окажется на 2 млн меньше — 12,4 млн человек.
— А как на количестве бедных отразился бурный рост доходов, связанный с набором контрактников на СВО и с активизацией ВПК?
— Положительно отразился. По нашим расчетам, в 2023 году доля живущих за чертой бедности снизилась с 11% до 9,9%. Это даже больше, чем по официальным данным (8,5% против 9%). И это хороший темп, если учесть, что правительство поставило задачу снизить уровень бедности к 2030 году до 7% населения. Весь вопрос в том, удастся ли сохранить такой темп роста доходов. Ведь у экономики военного времени есть как положительные, так и отрицательные эффекты, включая демографические. Поэтому чем быстрее мы придем к победе, тем лучше.
— Какие меры по снижению бедности могли бы дать наибольший эффект?
— Львиную долю дохода российских семей образует заработная плата: примерно 92% всех работников у нас — наёмные. Поэтому основной путь повышения доходов семей, а значит, и снижения бедности — это повышение реальных зарплат. Не только МРОТ, но и всех других выплат — тарифных ставок, премиальных и т. д. Нужно создавать такие условия в экономике, которые позволят это делать.
Кстати, в среднем по стране 55,7% работников организаций в 2023 году получали зарплату, не превышающую 3,5 прожиточных минимума для трудоспособного населения, а это граница вхождения в среднеоплачиваемые слои. 38,2% среднеоплачиваемых работников получали зарплату в пределах от 3,5 до 11 прожиточных минимумов. А доля высокооплачиваемых работников (свыше 11 ПМ) составляла 6,1%. В 2025 году, по нашим прогнозам, низкооплачиваемые будут зарабатывать в диапазоне от 20 до 70 тыс. руб., «середнячки» — от 70 до 210 тыс., высокооплачиваемые — больше 210 тыс. руб.