Похищение Европы. Как Китай и США рвут её на части

Энергетический кризис Европы запустил процессы её деиндустриализации и финансового опустошения. Aif.ru разбирался в том, как это происходит, почему не прекращается и кому выгодно.

   
   

Кто в ЕС давит на газ

Несмотря на снижение стоимости газа на рынках Европы, она всё равно в разы выше долгосрочных средних значений. Этим пользуются газовые компании, которые продают свой сжиженный природный газ (СПГ) европейцам в четыре раза дороже, чем потребителям, скажем, в США. И предприятия стран ЕС (и промышленность, и электростанции, и коммунальщики) вынуждены выкупать дорогой американский газ: ведь в отсутствие российского голубого топлива выбирать не приходится.

Жители ЕС клянут жадных американцев, однако больше всего прибыли на газе делают как раз европейские компании, перепродающие его уже в границах Евросоюза, например французское предприятие TotalEnergies. Чтобы проклятия не превратились в действия и граждане не убрали правительства своих стран, а заодно и европейских бюрократов, Еврокомиссия и богатые страны ЕС включили программы субсидирования «коммуналки» для населения: с ноября прошлого года только властями ЕС на это было потрачено 330 млрд евро.

Поэтому для простых граждан счета за газ и электроэнергию «кусаются» пока не смертельно. А вот резкое снижение рентабельности многих промышленных предприятий из-за затрат на электроэнергию через какое-то время (в зависимости от их энергоемкости и запаса прочности) ставит почти каждое из них перед выбором — переносить производство или закрываться. Других вариантов, как правило, нет: Евросоюз выбрал субсидирование потребностей населения, а помощи национальных правительств хватает не на всех. Да и не все государства так богаты, как ФРГ или Франция.

Предприятий, которым пришлось из-за роста издержек полностью или частично остановиться, немало. С сентября простаивает Slovalco — главный поставщик алюминия в Европе, сокративший его выпуск на 40%. На паузе нидерландский цинковый завод Budel и румынский химический гигант Chimcomplex. Пострадал также польский производитель удобрений ANWIL. В Германии закрывает филиалы SKW Sticksoffwerke Piesteritz.

Китайский путь

Что касается переезда, то прежде всего европейские бизнесмены вспомнили о традиционной мировой производственной площадке — Китае. Там, конечно, локдауны из-за продолжающейся эпидемии ковида, злые коммунисты и выросшие зарплаты. Но локдауны не во всех провинциях и не так долги, как раньше, компартия на последнем съезде провозгласила курс на привлечение и защиту иностранных инвестиций. И, главное, из-за ковида закрылись многие собственные китайские производства, выросла безработица и подешевела рабочая сила.

Вдобавок КНР получает много более дешевых, чем в ЕС, российских энергоносителей. Не в последнюю очередь из-за этого в Китае производство дешевле, чем в Европе на 10-20% — в зависимости от отрасли. Там планируют открыть заводы BASF и BMW. Китайцы встречают европейцев особенно радушно: ведь уход американских компаний и отток инвестиций США продолжается, в декабре даже долго колебавшиеся Apple и Google заторопились с отъездом.

   
   

«Несмотря на всплески напряженности в отношениях Поднебесной с Западом, сложную обстановку вокруг Тайваня и дружественные отношения КНР с Россией, экономические связи Китая и стран Европы, а также европейская зависимость от китайского импорта и китайских производственных площадок усиливаются», — подтвердил aif.ru директор ИСАА МГУ Алексей Маслов. В частности, немецкие инвестиции в экономику КНР побили рекорд уже в первом полугодии, а доля китайских товаров в импорте Германии превысила 12% (до пандемии она была не больше 10%).

Акт экономической войны

США, естественно, не смогли спокойно смотреть на то, как пользуется плодами американо-британского разорения Европы их заклятый азиатский партнёр. Но создать более выгодные, чем в Китае, условия для производств Штаты могли только с помощью больших денег. И на подпись президенту Байдену принесли акт о снижении инфляции. Который предписывает выделение субсидий в размере 400 млрд долл. на поддержку инновационных производителей в «зелёных» и высокотехнологичных областях, а также стимулирует покупку товаров, произведённых в США.

В ЕС назвали документ дискриминацией, еврокомиссар Бретон заявил, что не исключает введения ответных мер. Но американцы не обращают внимания на эти заявления. Тем временем европейские предприятия буквально повалили в Штаты — даже быстрее и массовее, чем в Китай. Ведущий производитель аккумуляторов Northvolt из Швеции, энергетическая компания Iberdrola из Испании, немецкий химический концерн Evonik, фармацевтический гигант Bayer, концерны Lufthansa и Siemens... За ними перемещаются другие предприятия химической и металлообрабатывающей промышленности, бумажные фабрики, производства резины и пластика.

Холодная Европа

Решить европейские проблемы можно, только снизив цены на электроэнергию. Для чего нужны поставки энергоносителей или мощные электростанции — гидро-, атомные, в крайнем случае ветряные или солнечные.

АЭС в Европе мало, их европейцы не любят и боятся. Возобновимые источники энергии пока исправить ситуацию не могут. С поставками энергоносителей из других стран взамен российских тоже «всё сложно». «Только треть мирового СПГ можно перебросить туда, где цена выше, остальное поставляется по долгосрочным контрактам, — говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Производители трубопроводного газа тоже предпочитают долгосрочные контракты, от которых Европа, верящая, что к 2050 году станет “углеводородно-нейтральной”, принципиально отказывается». 

Но и создание мощной системы возобновляемых источников энергии Европе не гарантировано. Ведь для производства солнечных панелей необходима целая индустрия по производству кремниевых пластин, а для ветряков — мощное машиностроение. Кремниевая индустрия находится в США, сырье для нее — в Китае, а мощного машиностроения Европа лишается как раз сейчас, передавая его опять же США и Китаю.

Между тем синоптики обещают Европе холодную зиму, но с меньшим количеством осадков и без сильного ветра. А это означает слабую генерацию энергии предприятиями ветряной и гидроэнергетики. По прогнозам Международного энергетического агентства, к февралю газовые запасы иссякнут. Тогда же взлетят цены не только на электроэнергию, но и на продукты, после чего инфляция взлетит, оставив далеко позади нынешние 20% в некоторых странах континента.