Примерное время чтения: 4 минуты
2655

Налетай, подешевело! Надо ли российскому бизнесу скупать заводы в ЕС

Malte Ossowski/SVEN SIMON / www.globallookpress.com

Российские предприниматели рассматривают в нынешней Европе ценники суперсовременных заводов и фабрик, набитых новейшим и когда-то сверхдорогим оборудованием. В Европе энергетический кризис, и промышленность распродается за копейки. Может ли от этого что-то получить Россия?

В Европе праздник — цены на газ снизились и пока остаются на невысоком уровне, чуть больше 1 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м. Только вот достигнуто это за счет сокращения производства и закрытия предприятий...

«Большинство стран пришло к выводу, что сокращение производства и закрытие предприятий сейчас предпочтительнее, чем отключение больниц и школ от электричества в зимнее время», — пишет WSJ.

По всему континенту закрываются производители аммиачных удобрений, цементные, сталелитейные и цинковые заводы. Половина заводов по производству алюминия и цинка в ЕС уже не работает.

Европейская промышленность на протяжении десятилетий стабильно получала дешевый российский газ, который бесперебойно поставлялся даже на всем протяжении «холодной войны». И, несмотря на все разговоры о переходе к «экономике услуг» и «зеленым технологиям», в последние десятилетия в ЕС локомотивом экономики оставалась обрабатывающая и тяжелая промышленность. Значительную часть промышленности Центральной и Западной Европы составляют сталелитейные, химические и автомобилестроительные производства.

В первых рядах пострадавших от вызванного европейскими же санкциями кризиса оказались металлургические предприятия, которые потребляют значительное количество энергии. Одна из крупнейших в мире сталелитейных компаний ArcelorMittal SA закрыла доменную печь в Бремене и гамбургский завод прямого восстановления железа, из которого делали нерафинированную сталь. В этом году цены на электричество выросли в два с лишним раза из-за увеличения цен на газ, проблем на французских АЭС и сокращения выработки энергии на ГЭС.

Больше всего пострадает от деиндустриализации именно Германия — оттуда компании готовы бежать куда угодно: в Венгрию, где газа больше, в Испанию и Францию, где электроэнергия дешевле. И в США, куда их специально зазывают ушлые представители американских властей. Только в штате Оклахома, пишет Handelsblatt, намерены обосноваться более 60 немецких компаний.

«Вместе с оборудованием американцы перевозят подготовленных людей, которые очень легко адаптируются в Америке, — говорит предприниматель Дмитрий Пищальников. — Мы тоже должны воспользоваться европейским энергетическим кризисом и скупать заводы. Потому что техническое отставание России от Запада очень велико. Стоить это будет недорого — за 6 месяцев стоимость европейских основных фондов, стоимость заводов упала минимум в два раза. Новый завод сварных сеток стоимостью 55 миллионов евро мне предлагали сначала за 14, потом за 11 миллионов. На сегодняшний день цена продажи — 4,5 миллиона евро».

Европейские производства сейчас предлагаются на продажу в огромном количестве на десятках разноязычных сайтов. Больше всего — в Германии, в Берлине: завод по производству резервуаров и труб из стеклопластика продается за 3 млн евро (оборот — 3 млн евро, прибыль — 600 тыс.), завод по металлообработке — за 8 млн евро, но по телефону тут же говорят о готовности сделать скидку до 6 млн (оборот — 4,5 млн евро, прибыль 1,5 млн евро), машиностроительная компания — за 5 млн евро (оборот 3,5 млн евро, прибыль до 1 млн евро). Металлообработка, машиностроение, гидравлика... Огромный завод в Дюссельдорфе с оборотом в 45 млн евро и прибылью 6-7 млн продают за 32 млн — готовы к скидкам и даже к обсуждению продажи оборудования без недвижимости. 

Впрочем, отдадут ли российским покупателям тот же немецкий завод? Все помнят скандальную историю того, как компания Opel в 2009 году чуть не стала российской. Но как только американская администрация узнала о том, кто хочет приобрести автомобильного производителя и марку — ее собственника, концерн GM, заставила сделку отменить. Естественно, не просто так — американское казначейство финансово поддержало и концерн, и компанию. Показательно, что деньги у властей нашлись лишь тогда, когда о намерении купить Opel заявил российский банк. Естественно, потом американцы уверяли, что «контракт с любым другим покупателем в этой ситуации был бы прекращен».

«Ввозить такой завод придется через посредника и через третью страну, по схеме “параллельного импорта”, — считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. — Действительно, почему бы не превратить их деиндустриализацию в нашу индустриализацию? Такое ведь уже было в нашей истории — во времена Великой депрессии в США в СССР ехали американские инженеры и к нам везли заводы. В частности, нынешний Волгоградский тракторный был построен в США, потом разобран и перевезен к нам. Можем повторить!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах