Одним из ключевых моментов визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву стало совместное заявление РФ и Китая о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) с китайским проектом «Экономический пояс Шёлкового пути».
«На перспективу, я думаю, стоит подумать над возможностью гармоничного совмещения евразийской экономической интеграции с китайской инициативой экономического пояса Шёлкового пути», — заявил президент России Владимир Путин, добавив, что это увеличит приток инвестиций в государства-члены ЕАЭС.
По словам Путина, сотрудничество в рамках ЕАЭС и Шёлкового пути может привести к формированию «общего экономического пространства на всём евразийском континенте». По информации СМИ, подобные интеграционные затеи уже вызывают серьёзную обеспокоенность Вашингтона.
Интеграция на Восток
Идея реализации проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» принадлежит Китаю. Стратегию «один пояс, один путь», связывающую Поднебесную с Европой через страны Центральной и Восточной Азии (в том числе через Россию), Пекин утвердил в 2013 году. В создание экономического пояса КНР вложила 40 млрд долларов. Цель — создание транспортно-торгового коридора, а также увеличение взаиморасчётов в национальных валютах.
8 мая министр торговли Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев и министр коммерции Китая Гао Хучэн подписали декларацию о начале переговоров о «соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве». Ожидается, что за стол переговоров стороны сядут в июле-августе этого года, а первый проект соглашения может быть подготовлен уже к декабрю.
«Сопряжение проектов ЕАЭС и Шёлкового пути означает выход на новый уровень партнёрства и, по сути, подразумевает общее экономическое пространство на евразийском континенте», — так прокомментировал интеграционное решение российский президент.
Выгода для России и других участников Евразийского экономического союза от интеграции со странами Шёлкового пути будет заключаться в появлении дополнительных рынков сбыта, росте инвестиций, новых выгодных совместных проектах, снижении зависимости от доллара и евро, замене импортёров по ряду направлений. Это неполный список плюсов создания зоны свободной торговли, особенно с Китаем.
По мнению заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, под странами Шёлкового пути, с которыми РФ и ЕАЭС заинтересованы в создании зоны свободной торговли, всё-таки
«РФ сейчас прикладывает все возможные усилия для того, чтобы укрепить партнёрство с восточным соседом. Понятно, что в развитии экономических и торговых связей с Китаем заинтересованы и другие страны ЕАЭС, прежде всего, конечно, Казахстан», — отмечает эксперт.
«7–10 лет — это в лучшем случае и при условии, что стороны действительно будут работать в этом направлении и будут к этому стремиться, поскольку высока вероятность того, что подобный союз может надолго остаться только в планах и быть лишь пустым обещанием», — не исключает эксперт.
Озабоченность Вашингтона
Между тем обеспокоенность по поводу торгового альянса России и Китая высказывают США. По словам собеседника газеты «Коммерсантъ», планы Москвы и Пекина по созданию зоны свободной торговли друг с другом и другими участниками интеграционных процессов ЕАЭС и Шёлкового пути — это «сверхсобытие, которое очень сильно обеспокоит Запад».
«Недавно одного российского эксперта в этой области пригласили к другому эксперту, американскому, к Мадлен Олбрайт (экс-госсекретарь США — прим. ред.). И он стал было рассказывать ей о своём видении перспектив двухсторонних отношений, а она его перебила и говорит: «Стоп, лучше расскажите мне, что у вас там с этим Шёлковым путём!». Ну, он, конечно, не выдал тайн. Но и опасений, разумеется, не стал рассеивать», — сообщил источник издания.
Опрошенные АиФ.ru эксперты признают, что любые укрепления сотрудничества, и особенно между странами региона, в котором у Белого дома минимум рычагов давления, противоречат интересам США и вызывают раздражение Вашингтона. «Речь идёт, конечно же, не столько об экономических интересах, сколько о стратегических. С точки зрения торговли, США остаётся одним из крупнейших рынков сбыта китайской продукции, значительно большим, чем страны ЕАЭС вместе взятые», — говорит Люшин.
«Чем ближе становятся РФ и Китай, тем невыгоднее положение США. Это ослабляет американские позиции, уменьшает влияние США на другие страны и на принимаемые в них решения. В принципе, если посмотреть на США и их политику, то любые крупные экономические и политические альянсы, созданные без американской стороны, воспринимаются США как угроза», — резюмирует Павел Ивченков.