План или пропал. Экономист Сергей Глазьев — о том, зачем России Госплан

В 2022 г. в России зазвучали идеи о возрождении Госплана. Что даст усиление планового начала в экономике? Идёт ли речь о возвращении к практике советских времён? Aif.ru задал эти вопросы академику Сергею Глазьеву, два месяца назад возглавившему Институт государственного планирования.

Справка
Институт государственного планирования создан в 2022 г. на базе Московского финансово-юридического университета (МФЮА). Это единственная организация, которая изучает мировой опыт стратегического планирования и разрабатывает методологию составления планов социально-экономического развития России.
   
   

Бумаг горы, толку мало

Алексей Макурин, aif.ru: — О «Госплане 2.0» говорят сегодня не только экономисты, но и часть сенаторов, депутатов Госдумы. Почему дискуссии о планировании всё сильнее приобретают политическую остроту?

Сергей Глазьев: — Потому что речь идёт о базовых проблемах, от решения которых зависят жизнь и развитие нашей страны под санкциями. Раньше мы могли покупать на Западе любые товары, которые сами не выпускали. Теперь санкционные барьеры делать этого не позволяют и приходится налаживать производство широкой номенклатуры отечественной продукции, необходимой людям и экономике. Но, несмотря на политические декларации, импортозамещение в промышленности идёт вяло. И одна из главных причин — отсутствие эффективного госпланирования.

— Что вы имеете в виду? Разве мало министерствами и ведомствами принято стратегий, концепций и разных дорожных карт?

— Это документы стратегического планирования. Их десятки тысяч. Чиновники регулярно составляют их, демонстрируя бурную деятельность и не неся никакой ответственности за достижение запланированных показателей, чаще всего остающихся на бумаге.

— Почему?

— В реальности госструктуры работают на основе других документов — росписи бюджетных расходов, планов текущих действий правительства РФ и региональных администраций. Строго контролируется выполнение программ госзакупок и вооружений, программ развития важнейших отраслей. За их срыв должностные лица наказываются. Но эти реальные планы составляются бессистемно, без увязки с документами стратегического планирования.

   
   

Как лебедь, рак и щука

— Как сказываются эти проблемы на экономике и всей нашей жизни?

— Самый яркий пример — провал реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., которая с помпой была принята в 2008 г. Не было выполнено буквально ничего из того, что там написало правительство. Ожидалось, что к сегодняшнему дню Россия достигнет технологического суверенитета и мы будем летать на отечественных самолётах. Планировался объём производства в 1,5 раза больше, чем сегодня обладает страна, и доходы населения в 1,5 раза выше, чем фактически. В реальности всё только ухудшилось.

И как иначе могло быть, если разные ветви власти и бизнес действовали словно лебедь, рак и щука из басни Крылова? Президент поставил задачу совершить экономический рывок. Но Центральный банк блокировал её решение, сворачивая кредитование инвестиций под предлогом «таргетирования инфляции», госбанки вместо кредитования инвестиций стремились к прибыли за счёт комиссий с населения, а предприятия переправляли доходы в офшоры, вместо того чтобы вкладывать в развитие. При этом все клялись в следовании курсу президента и правительства. Но не достигались цели ни по росту производства, ни по снижению инфляции.

— Как такая практика тормозит импортозамещение?

— В России есть свободные мощности, позволяющие после ухода западных компаний на 20% нарастить производство собственной продукции. Но для освоения новых технологий и изделий предприятиям требуются кредиты по разумным процентным ставкам и стабильный курс рубля, чтобы не прогореть с инвестициями. А Банк России не обеспечивает им ни того ни другого. В такой ситуации без введения реального госпланирования, подкреплённого ответственностью исполнителей, финансированием и научным обеспечением проектов, импортозамещение не состоится: российские импортёры просто переориентируюся с Запада на Восток и Юг.

Планы и рынок

— В СССР директивы из центра настолько сильно сковывали инициативу предприятий, что Госплан даже высмеивался в анекдотах. Не осложнит ли усиление госпланирования жизнь российского частного бизнеса?

— Государственное планирование социально-экономического развития не противоречит рыночной конкуренции. Этот инструмент используют сегодня почти все развитые и успешно развивающие страны, независимо от политического устройства. XX съезд Компартии Китая недавно утвердил директивы на текущую пятилетку. В Индии, где в политике конкурируют разные партии, действует аналогичная система стратегического планирования, включающая инструменты кредитования приоритетных направлений экономики. В странах Запада планируется научно-техническое, пространственное, энергетическое, транспортное развитие, а денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика синхронизируется с этими планами.

Кстати
— В Китае от выполнения планов напрямую зависит карьера, — свидетельствует директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. — За срыв показателей или неисполнение распоряжений вышестоящих органов чиновников наказывают чаще по партийной линии. Их могут исключить из КПК, снять с постов и даже отдать под суд. Любое порицание — это большой позор.

— Какие экономические показатели целесообразно планировать сегодня в России?

— Прежде всего — среднюю продолжительность жизни, доходы, бедность и безработицу, обеспеченность социальной инфраструктурой. Во-вторых, это прирост ВВП, объёмов производства и строительства. В-третьих, это курс рубля, процентные ставки, кредитование и инвестиции. В-четвёртых, расходы на научно-исследовательские и конструкторские разработки, уровень инновационной активности. В-пятых, внешнеторговый и платёжный баланс, уровень золотовалютных резервов.

— Как сочетаются государственные планы и рыночная экономика?

— Директивное планирование возможно лишь в госсекторе по ограниченному кругу показателей. Планирование макроэкономических показателей может быть только индикативным. Но в обоих случаях должны применяться правовые механизмы, сводящие в общий план действий интересы различных хозяйствующих субъектов и государства. Например, в России можно шире использовать специнвестконтракты между частными компаниями и правительством, в рамках которых бизнес обязуется реализовать важные для государства проекты в ответ на финансовые льготы и гарантии.

При этом правительство должно нести политическую ответственность за достижение макропоказателей производства, инвестиций, уровня и качества жизни населения. А для руководителей министерств, ведомств, госбанков и институтов развития должна быть установлена административная ответственность. Соответствующий законопроект мною вносился в Госдуму полтора десятилетия назад, но был отвергнут тогдашним правительством и депутатским большинством.