Татьяна Голикова: «Народ в управлении регионами какой-то непуганый»

Татьяна Голикова. © / Алексей Витвицкий / АиФ

Всего же в 2014 г. по материалам Счётной палаты возбуждено 24 уголовных дела. О том, кто и как уводит или не­эффективно использует бюджетные средства, руководитель контрольного ведомства рассказала читателям «АиФ».

Досье
Татьяна Голикова. Окончила Институт народного хозяйства им. Плеханова. Доктор экономических наук. Возглавила Счётную палату в сентябре 2013 г. До этого была помощником Президента РФ, главой Минздравсоцразвития.
   
   

Хроническое неосвоение

Николай Зятьков: Татьяна Алексеевна, правительство в связи с кризисом на 10% урезало расходы бюджета практически по всем статьям, за исключением оборонки. Вы были против такого сокращения, призывали уменьшить неэффективные траты. В каких статьях бюджета?

Татьяна Голикова: Прежде всего это касается инвестиций государства в крупные инфраструктурные объекты. Зачастую проектно-сметную документацию по объекту подготовить не успевают, земельный участок вовремя не выделяют. В результате в полном объёме день­ги освоить не удаётся или же их вообще отправляют на другие расходы. В итоге объект появляется не в установленные сроки и с более высокой ценой.

Другая история с оборудованием для крупных проектов. Его приобретают за сотни миллионов рублей, а объект, где оно должно использоваться, не готов. В лучшем случае оборудование лежит на складе, в худшем (это по закону запрещено) - находится у поставщика. Иногда это длится годами! За это время истекают гарантийные сроки по его обслуживанию, появляется более современная техника. Такую ситуацию выявили недавно в ходе проверки федеральной целевой программы по модернизации единой системы организации воздушного движения. Госзаказчик - координатор программы - Минтранс России, госзаказчики программы - ­Рос­авиация и Росгидромет.

Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

- Такое неэффективное расходование средств осуществляется в чьих-то интересах или это голово­тяпство, непрофессионализм?

- Выводы делают правоохранительные органы. В 2014 г. по материалам Счётной палаты они возбудили 24 уголовных дела, ещё 26 материалов приобщены к уже существующим делам. Иногда мы вскрываем несколько нарушений, а правоохранительные органы находят и другие. Так было с космо­дромом «Восточный». Уголовные дела всё возбуждаются и возбуждаются...

С другой стороны, не­освоение бюджетных средств у нас хроническое. И зачастую действительно проблема - в отсутствии порядка и профессионализма. Так происходит, например, со средствами, выделяемыми на дорожное строительство. Рос­автодор поздно заключает соглашения с регионами, обвиняя их в том, что они вовремя не запланировали на строительство собственные средства и не подготовили документацию. Деньги приходят в IV квартале. Освоить их не успевают - зима. Они возвращаются в федеральный бюджет, Росавтодор подтверждает, что деньги нужны, их снова направляют в бюджет региона, а к этому моменту опять уже полгода прошло… Иногда средства так гоняют годами!

   
   

- Почти на каждом крупном проекте из тех, что финансируются государством, хищения. Как должна быть организована работа, чтобы день­ги не уходили налево?

- На каждом проекте своя история. В прошлом году при проверке космодрома «Восточный» мы выявили завышение смет и вышли на структуру, которая экспертировала сметные нормативы для последующего утверждения, - Федеральный центр ценообразования в строительстве. Так что можно предположить, что цены по многим крупным объектам с госучастием были завышены. Сейчас Минстрой меняет подход к организации этой работы. Но те, кто работает на строительном рынке будут всячески препят­ствовать изменениям. Главное, чтобы Мин­строй не испугался…

Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

Стригут проценты

- Ещё одна проблема, которую вы подняли после прихода в Счётную палату, - неиспользование средств госкомпаниями. Структура получает деньги под конкретный проект, но оставляет их без движения на счетах… Удалось приструнить нарушителей? Сейчас кризис, в бюджете каждая копейка на счету…

- Да, такие случаи есть. Но по закону это не является нарушением, фактически государ­ство беспроцентно кредитует крупные компании. Минфин нас услышал, установил новое правило: если проектно-сметная документация не утверждена, взнос осуществляться не будет. Но эта норма заработала только в текущем году. Но этого недостаточно, нужно в целом совершенствовать процедуру.

Приведу ещё такой пример: в целях увеличения объёмов гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства создано Агентство кредитных гарантий. В его уставный капитал из федерального бюджета в июне 2014 г. было перечислено 50 ­млрд руб. Однако на начало 2015 г. было выдано лишь 212 гарантий на общую сумму 1,4 млрд руб. при установленном плановом показателе 990 гарантий. Работа агентства с банками-партнёрами в условиях сложной экономической ситуации не привела к ожидаемому снижению процентной ставки по кредитам. При этом 38,8 ­млрд руб. агентство разместило на депозитных счетах в коммерческих банках.

- Структуры с госучастием всё чаще приходят с протянутой рукой к государству. Но, когда руководителей этих компаний просят озвучить их зарплату, они тут же ссылаются на коммерческую тайну…

- Согласна, эту практику надо менять. Исходя из моего опыта работы, могу сказать: тех, кто однажды получил деньги из бюджета, очень трудно оттуда вытолкать. Вложения оправданны, если речь идёт о каких-то важных для государ­ства проектах, но, повторюсь, сегодня правила планирования и использования таких вложений не очень строгие. Что касается зар­плат, думаю, их можно урезать по примеру госслужащих. Выступить с такой инициативой, наверное, должен представитель государства в этих структурах.

Законов не читают

- «АиФ» не раз писал о причудах региональных чиновников, которые по госзакупкам заказывают дорогую мебель, машины и проч. Вы их проверяете?

- Раздел закупок мы включаем в каждую проверку региональных бюджетов. Да, факты закупок дорого­стоящих товаров остались. Как повлиять на таких заказчиков, не знаю. Народ в управлении регионами какой-то непуганый…

- А как напугать? Может быть, нужны какие-то жёсткие ограничения в самом законе…

- Вы знаете, у нас зачастую страдает профессиональный уровень среди тех, кто работает на уровне регионов. И особого желания читать законы, а значит, и знать о таких о­граничениях у них нет. Даже на федеральном уровне некоторые чиновники, приглашённые на коллегию в Счётную палату, не могут содержательно ответить на поставленные вопросы по той сфере, которой они управляют.

Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

- А у себя в Счётной палате вы находили людей, которые не соответ­ствуют профессиональному уровню или уличены в коррупции?

- У меня есть определённые требования: люди должны знать бюджетное законодательство, законодательство той отрасли, которую проверяют. Все ли им соответствуют? Нет. Но я возглавляю аттестационную комиссию, сама провожу аттестацию. Некоторых понизила в должности, некоторые (но это единичные случаи) отказались от аттестации и предпочли уволиться. Мы поменяли программы переподготовки и, думаю, за 2-3 года создадим на 100% профессиональный коллектив. У нас есть антикоррупционная комиссия. Проверяем на досто­верность декларации всех директоров, начальников, замначальников инспекций и др. Выявляли нарушения, объявляли выговоры, но пока не увольняли, так как серьёзных нарушений не было.

- Вы работаете по плану. Те, кого проверяете, знакомы с этим планом или приходите внезапно?

- Наш план доступен Госдуме и Совету Федерации. Проверки привычны для всех главных распорядителей бюджета. А 2015 г. особенный - помимо бюджета проверяем исполнение антикризисного плана, и все знают, когда и куда придём.

- А это не снижает эффективность? Ведь можно подготовиться, что-то подчистить…

- Исполнение бюджета проверяем каждый год в одно и то же время.В 2014 г., например, выявили нарушений на пол­триллиона рублей - это меньше, чем в 2013 г., но всё равно значительный объём.