Недооцененный рубль. Что влияет на курс российской валюты?

Об этом пишет ФБА «Экономика сегодня».

   
   

Вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Богдан Зварич выступает экспертом по данному вопросу. И он уверен, что каких-то критических последствий для рубля такая закупка со стороны Минфина иметь не будет.

Реализация бюджетного правила

Все началось с того, что Минфин объявил о решении направить на закупку иностранной валюты 379,7 млрд долларов дополнительных нефтегазовых доходов. На эту операцию уйдет 28 дней. Она планируется к проведению с 7 июня по 5 июля 2018 года.

При этом такое положение вещей называют стандартной практикой для отечественного министерства. Так, например, уже была одна закупка иностранной валюты на сумму 322,8 млрд долларов, которая прошла с 10 мая по 6 июня. Связано это с тем, что в РФ сейчас действует бюджетное правило, по которому любые доходы от экспорта нефти и газа, превышающие цену отсечения в 40 долларов за баррель, уходят в золотовалютный резерв. 

Правда, на этом фоне возникает вопрос о том, как это скажется на курсе рубля. Ведь надо учитывать и то, что российская валюта не так давно просела на фоне нового пакета санкций США. И это произошло даже несмотря на то, что нефть дорожает. «Данные действия не окажут существенного влияния на ситуацию на российском валютном рынке. Здесь нужно отметить, что параллельно тому, как Минфин увеличивает объемы своих закупок иностранной валюты, увеличивается и продажа валюты со стороны ведущих экспортеров, которые должны выплатить государству свои налоги», — констатирует Зварич.

Компенсация будет

При этом такая ситуация также становится не самым позитивным фактором на валютном рынке страны. Ведь именно в июне наступает то время, когда главные компании по добыче нефти и газа РФ должны уплатить часть своего налога на прибыль. «Соответственно, наши экспортеры продают большую часть валютной выручки, что позитивно влияет как на российскую валюту, так и на общую ситуацию на отечественном финансовом рынке. Это стандартное положение дел, поскольку в нашей стране где-то на 25 июня приходится пик налоговых выплат по такой важной строке, как НДПИ», — резюмирует Зварич.

Также эксперт считает, что не стоит забывать про то, что рубль сегодня смотрится довольно слабо. И если посмотреть на такой показатель, как рублевая цена нефти, то ее можно обнаружить за отметкой в 4500 рублей. «В последние два года этот важный показатель для российского федерального бюджета составлял 2600-3300 рублей за один баррель нефти. Таким образом, рублевая цена нефти в 4500 рублей за баррель — это действительно очень высокий показатель по сравнению с тем, что наша страна имела в 2016-17 годах, и это чрезвычайно важно», — заключает Зварич.

   
   

Рубль недооценен

Инфляция в России достигла в последний год минимальных показателей. И поэтому рубль не успевает за нефтью. Значит, можно сделать вывод, что стоимость российской валюты заметно занижена. «Это все свидетельствует о том, что в случае, например, некоторого улучшения взаимоотношений России и ее западных партнеров у рубля откроются достаточно неплохие перспективы к дальнейшему укреплению. Поэтому нельзя исключать, что рубль на среднесрочном горизонте может вернуться к диапазону в 57-59 единиц за один американский доллар», — констатирует Зварич.

В результате сложилась такая ситуация, что Минфин не уронит своими закупками рубль, т. к. его стоимость сейчас и так ниже, чем должна быть. Поэтому подобная ситуация идет на руку отечественным газовикам и нефтяникам: они могут сэкономить на том, что стоимость рубля низкая ситуативно. «Что касается рубля, то нужно говорить о том, что у него существует существенный потенциал для укрепления, который может быть реализован в ближайшее время, несмотря на данную линию Минфина», — резюмирует Зварич.

Дешевый рубль по максимуму соответствует той политике, которую Минфин ведет в данный момент. Ведь перед ведомством еще в начале года стояла задача финансирования дефицита федерального бюджета. Еще в прошлом году шли разговоры о том, что идеальной ценой для рубля при цене нефти в диапазоне 50-60 долларов за баррель станет стоимость в размере 63 за 1 американский доллар. Такая ситуация позволила бы свести между собой доходы и расходы бюджета. На данный же момент ситуация складывается еще лучше. И это объясняет, почему в Минфине не стремятся укреплять рубль.

«Министерство финансов в этой своей политике опирается на бюджетное правило. Ведомство не может здесь отойти от него и как-то иначе проводить свою политику по дополнительным доходам», — заключает Зварич.

Эксперт уверен, что это не только часть определенного финансового плана, но и технический момент, с помощью которого Минфин решает свои задачи. «К тому же надо понимать, что из-за того, что Минфину необходимо исполнять бюджетное правило, это ведомство покупает валюту в условиях сравнительно дешевого рубля и от этого несет определенные потери», — констатирует Зварич.

Смотрите также: