Небо под санкциями. Что готовит и чем удивит МАКС-2015

Самолёт Ил-76. © / Владимир Астапкович / РИА Новости

На этой неделе, с 25 по 30 августа, в подмосковном Жуковском пройдёт авиасалон МАКС-2015. Поскольку мероприятие проводится раз в два года, авиасалон этого года станет первым после эскалации отношений РФ с Западом и введения антироссийских санкций. Изменится ли что-то для МАКС в этом году, попробовал разобраться АиФ.ru.

   
   

Контракты всё равно будут знаковыми

Авиасалон в Жуковском готовит солидную «развлекательную» программу с участием пилотажных групп российских ВВС («Русские Витязи», «Стрижи», «Беркуты», «Крылья Тавриды», «Русь») и латвийской пилотажной группы Baltic Sea. В рамках МАКС-2015 можно будет увидеть отечественную и иностранную авиапродукцию.

По словам главы аналитической службы «АвиаПорт» Олега Пантелеева, в этом году интерес гостей авиасалона, по традиции будет, направлен в сторону военной техники. «То, что будет летать целых 8 пилотажных групп, безусловно, привлечёт интерес любителей авиации. Хотя Объединённая авиастроительная корпорация и другие наши интегрированные структуры делают ставку на развитие гражданского авиастроения и в этом плане будут представлены объекты ОАК, будет представлен SuperJet, естественно. Я уверен, что именно с этими гражданскими программами и будут связаны основные контракты. Совокупная стоимость контрактов, скорее всего, несколько снизится по сравнению с прошлым МАКС. Но в то же время контракты, которые могут быть, — будут все равно знаковыми. Они покажут, что правительство продолжает поддерживать авиапром, продажи российских самолётов», — пояснил Пантелеев АиФ.ru.

«Несмотря на то, что МАКС является одним из крупнейших авиационных форумов в мире, он не очень-то коммерческий салон. По сравнению с другими крупными европейскими или американскими форумами, объёмы контрактов, заключённых на МАКС, незначительны. Но при этом у нашего авиасалона немного другая задача: он, скорее, является не торговой площадкой, а деловой. Те, кто приезжают в Жуковский, приезжают для того, чтобы сложились какие-то новые контакты, по поводу поставщиков, например, оборудования, налаживания деловых связей, наконец», — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Небо под санкциями

Поскольку с момента прошлого МАКСа отношения РФ со странами Запада, некоторые из которых интересовались российской авиационной техникой, охладели и в отношении нашей страны были введены санкции, в этом году иностранное участие на авиасалоне будет не таким обширным, как раньше, признают эксперты.

«В первую очередь не будут участвовать мелкие компании (те, кто производят отдельные системы, агрегаты). А что касается крупных производителей, то они, наоборот, заявили о твёрдом намерении участвовать в авиасалоне, в первую очередь это американские Boeing, Airbus, они не собираются покидать российский рынок, он для них очень важен: будут показаны образцы техники, ожидается прилёт иностранных самолётов», — отмечает Гусаров.

   
   

Если говорить о масштабе мероприятия с точки зрения количества участников, то радикального спада не ожидается, лишь немного сократится международное участие: на МАКС не приедут украинские и израильские компании, однако будет расширено присутствие иранских авиапроизводителей.

«Все понимают, из-за чего от участия отказались украинцы: это и экономическая ситуация, и конечно, политическая. Хотя сами украинские фирмы хотят участвовать, они понимают, что в России остались все их связи и партнёры. В России их рынок. Однако в нынешней политической ситуации участие в МАКС для них будет равносильно предательству родины», — рассуждает Гусаров.

«Для непрофессионалов авиасалон этом году не будет сильно отличаться от мероприятий прошлых лет. Все крупные игроки будут присутствовать в России. Санкции на него окажут номинальный эффект, скорее может сказаться экономическая ситуация, в которой небольшим российским фирмам тяжело участвовать в крупных авиафорумах, и допускаю, что их количество будет несколько скромнее, чем раньше», — добавляет эксперт.

Кто покупает нашу технику?

Если посмотреть на географию покупателей авиатехники российского производства, это в основном страны «третьего мира». Традиционными партнёрами России в сегменте военной авиации являются государства Юго-Восточной Азии, а также страны Африки, но в гораздо меньшей степени. Если говорить о вертолётной тематике, довольно серьёзную заинтересованность в российской технике проявляет Южная Америка, в первую очередь Бразилия, что, по мнению экспертов, является очень серьёзным фактором успеха отечественного авиапрома.