Без людей и военных
- Санкции против России были введены уже во время проведения предыдущего МАКС в 2015 г. С тех пор санкции были ужесточены, а количество стран-участниц только увеличилось. Теперь их 35. Десять государств сформировали национальные павильоны, поскольку были представлены не одной-двумя фирмами, а гораздо шире. Крупнейшие мировые авиапроизводители «Боинг» и «Эрбас», двигателестроители из «Пратт энд Уитни» тоже не смогли проигнорировать Московский авиакосмический салон. Так что говорить об изоляции не приходится. Международное сотрудничество продолжается, а конгресс-центр даже пришлось расширять. В дни профессиональной работы салона там в день проходило по 50-60 деловых встреч.
Из тенденций хотелось бы отметить ещё большее, чем ранее, присутствие на авиасалоне беспилотных летательных аппаратов (дронов). Они тут на все вкусы: большие и крошечные, военные и гражданские, напоминающие самолёты, вертолёты или вовсе «летающие табуретки». Причина проста: нынешний уровень развития авиатехнологий позволяет осуществлять многие операции без участия человека. Это и дешевле, и в случае военного применения безопаснее. Ведь пилот - это самое дорогое, что есть на вооружении ВВС любой страны.
Ещё одна тенденция - на авиакосмическом салоне гражданской техники постепенно становится больше, чем военной. Это хорошо заметно, когда проходишь мимо выставленных в две шеренги на взлётной полосе экспонатов. У ведущих мировых производителей авиатехники выручка от гражданской продукции превосходит доходы от военной. В России она колеблется около 20%, но наша Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и холдинг «Вертолёты России» тоже движутся в этом направлении. Уверен, что в экспозиции следующего авиасалона МАКС-2019 будут преобладать гражданские самолёты и вертолёты.
В ожидании МС-21
- В рамках авиасалона МАКС-2017 специалистами ОАК и ГСС был представлен обзор мирового рынка гражданской авиации на ближайшие 20 лет. К 2036 г. миру потребуется 42 тыс. новых самолётов. Давайте посмотрим, на какой кусок этого пирога мы можем рассчитывать.
В сегменте ближнемагистральных самолётов будут востребованы 4610 новых машин. ОАК уже вышла на рынок с сотней летающих в разных странах самолётов Sukhoi Superjet 100 - это примерно 3% нынешнего авиапарка подобных машин. В ближайшие 20 лет мы собираемся добиться доли в 15%. Задача амбициозная, но выполнимая. Кстати, на МАКС был подписан твёрдый контракт на поставку в «Аэрофлот» 20 самолётов «Суперджет» в дополнение к уже поставленным 30.
Самый конкурентный и самый востребованный сегмент рынка - это среднемагистральные лайнеры. Здесь мы намерены предложить семейство самолётов МС-21, один из которых, самолёт МС-21-300, недавно совершил первый полёт. Стратегическая задача - за 20 лет отвоевать позиции у «Боинга» и «Эрбаса» не менее 5% в этом сегменте. В 2025-2027 гг. ОАК совместно с китайскими партнёрами собирается запустить в производство семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. Это будут абсолютно новые самолёты на 250-300 кресел. Потребность в таких машинах на 20 лет вперёд составит до 4800 бортов. Наконец, турбовинтовой самолёт для местных и региональных авиалиний Ил-114-300 пока что для экспансии не предназначен. Ёмкость этого рынка в РФ составит порядка 100 воздушных судов.
По технологиям победы
Большинство посетителей едут на МАКС всё-таки для того, чтобы на земле и в небе увидеть военные самолёты.
Понравились выставленные на всеобщее обозрение Су-34 и Су-35, ещё недавно воевавшие в Сирии. Но, если честно, самое большое впечатление на этом авиасалоне на меня произвёл штурмовик Ил-2 времён Великой Отечественной войны, восстановленный до лётного состояния. Он летает без электроники, построен по дедовским технологиям. Но именно на этих технологиях деды дошли до Берлина.