Президент США Байден 12 октября подписал малозаметный указ об ограничениях в поставках полупроводников и оборудования для производства микросхем в Китай. Но спустя несколько дней огромная полупроводниковая промышленность КНР оказалась практически парализована.
Американские производители оборудования для производства чипов Lam Research, Applied Materials и KLA Corporation, а также мировой лидер в этой отрасли — нидерландская компания ASML, полностью остановили поставки своей продукции в Китай. Более того, подчиняясь решению Вашингтона, руководители и инженеры на китайских заводах микросхем с американским гражданством оказались поставлены перед выбором — сохранить рабочее место или гражданство. И в пятницу массово написали заявления об увольнении, чем только усугубили коллапс в китайской индустрии микросхем. В итоге пострадать могут многие сферы промышленности, от смартфонов и компьютеров до военного и космического сектора.
Джордан Шнайдер, аналитик по Китаю Rhodium Group, так описал сложившуюся ситуацию: «Теперь любая компания, производящая передовые полупроводниковые решения, сталкивается с полным прекращением поставок, увольнением всего американского персонала и немедленным операционным параличом. Вот как выглядит уничтожение: производство полупроводников в Китае в одночасье сократилось до нуля. Полный крах. Никаких шансов на выживание».
Китайская ассоциация полупроводниковой промышленности 13 октября выступила с заявлением, протестуя против введения подобных санкций со стороны США и выражая надежду, что американское правительство «своевременно исправит ошибки», но ответной реакции из Вашингтона пока не последовало.
Для китайской полупроводниковой промышленности американские санкции, безусловно, будут чрезвычайно болезненны, и скорее всего, их не будут жестко соблюдать. Либо в ближайшее время последуют какие-то разъяснения со стороны Вашингтона и введут послабления, либо поставки продолжатся в полулегальном режиме, другого выхода просто нет.
В худшем случае самые негативные последствия ощутит на себе весь мир. Будут затронуты практически все сферы нашей современной цифровой жизни, что вызовет социальную напряженность и протесты населения. Торговая война может перейти в настоящую войну. Вряд ли в этом кто-то заинтересован, скорее всего, какой-то выход все же будет найден».